Осколки (часть 7)

2000 год, на даче в Зайцево, о брошенной собаке, Зайцево, рассуждения о технике акварели, дивидеды от РАО ЕЭС России за 1999 год

2000 год

 

9 октября

Приехали из Зайцево. Три дня копались в огороде. Приводили в порядок двор. Е.(брат жены) как всегда в малиновом цвете. Зачем он нас приглашает? Трудно понять. Сходили в лес. Тишина и волшебный свет осени. Запах опавших листьев. Контрастный узор стволов и ветвей. Набрали опят. Хорошо в лесу. Его волшебная тишина и прохлада умиротворяют. Воздух чист и все как бы приближено это - самые приятные минуты нашего там пребывания. Прочел две книги, используя вечерние часы безделья. Я последние годы почти не читаю современных писателей, не говорю уже о зарубежной литературе. Будучи моложе, и вращаясь среди молодых было легче и естественней следить за новинками. Отрезанный возрастом и домоседством, отрезан и от информации. Так вот «Галапагос» Курта Воннегута  прочитал на одном дыхании. Весь его роман пропитан юмором безысходности. Странный, да нет, не странный, а скорее естественный взгляд на человечество с его ненужным природе большим разумом, все разрушающим и самоуничтожающим. Вот концовка его философского взгляда: «Ты что, не знаешь, что эти премудрые создания (люди), которых ты хочешь изучить еще лучше, сейчас горды, как павлины тем, что у них есть оружие, способное убивать все живое? Не знаешь, что некогда прекрасная, плодоносная планета напоминает с высоты птичьего полета сгнившие внутренности, извлеченные на свет во время вскрытия. Что города твоего любимого человечества – это опухоли, растущие ради роста, все пожирающие и все отравляющие вокруг.»

Вторая книга биографическая – посвящена Лиле Брик. У нас как-то скрытно, отрывками печатали информацию об этой роковой проститутке. Не то берегли неосознанную любовь Маяковсокго, не то боялись осветить тайны ГПУ. С брезгливостью и болью прочел книгу. Эта еврейская коллекционерка блядст..а, хитрости и вероломства вертела душой и чувствами поэта. Его свет и до сих пор освещает ее. Какой-то рок завел Маяковского в сети чуждой жизни еврейской команды. Не верится мне, что это была роковая любовь из «Гранатового браслета» Куприна. Сжеван, смят, испоганен гениальный поэт. А может быть, это и была задача команды. Их цель, их вековая задача – овладеть миром. Задача вписать в человеческую историю только имена своей команды.

12 октября

10го ездили на дачу. Для меня эти поездки важны не для дачных, огородно-грядочных дел, а из-за Била. Одинокого, брошенного пса,* последнего из большой стаи. Жалко собаку, не имеющую хозяина. Он ищет людей, к кому прибиться. Добрый, ласковый пес, выросший под дачным забором. Летом Раиса кормила его. Покупали специально для него кости, мясо. Бил отъелся, окреп, повеселел. Где и как он теперь добывает пищу, когда разъехались дачники? Приходится ездить и подкармливать. Как же мы выглядим в душе собаки, поверивший летом нам. Какое-то тяжелое чувство на душе, будто предал человека.

Каждый раз, видя Била, я вспоминаю стихи Слуцкого «Осенний отстрел собак»

А курортные псы веселые,

вежливые бесхозные псы,

от сезонного жира тяжелые,

у береговой полосы.

Эти ласковые побирушки,

доля их весьма велика —

хоть по капле с каждой кружки,

хоть по косточке с шашлыка.

17 октября

Каждый октябрь, когда деревья распрощавшись с живописью уходят в графику сложные чувства охватывают душу. Может потому мне и ближе графика, что она строже, и в то же время  наполнена неясным ожиданием грядущих открытий. Все четко и ясно, не отвлекает игра цвета и кажущаяся статичность скрывает силу движения.

23 октября

Неделю были в Зайцево. Впервые наше пребывание не было в трудах. Так, все по мелочи. Ходил в лес и на пруд рисовать. Чувствую, акварель не идет. Все резко, грязно и требует переписки. Техника акварели должна быть мягче и прозрачнее. За 5 дней прочитал три книги. Мережковского «Воскресшие боги», Леонардо да Винчи. Роман исторический от фантазии автора. Утонул Мережковский в деталях, так и не воскресив Бога. Прочел труд Давида Самойлова «Перебирая наши даты». Впечатления от книги можно выразить его же словами, адресованными Стаднюку: «Мыслей нет, одни рассуждения». Сплошное  умствование без души. Словесное самолюбование. Только в первой части эссе о детстве есть душа и даже юмор. Все остальное – какое-то насилие мозга с целью представить себя и судьей, и оракулом. Захотелось прочитать его стихи. Что же там? И, наконец, Аксеновская «Скажи изюм». Сплошной сарказм, прикрытый юмором. О нашем времени. Кого же он больше не любит – систему, власть или диссидентов? Книга написана хлестко, легко и даже занимательно.

24 октября

Я потерял счет датам, потому и ставлю 24. Что-то в этих пределах. За моим балконным окном детский сад и сад, заросший большими липами, березами. Сквозь переплетения темных ветвей, еще неопавших, редких пожухлых листьев открываются детские площадки сада. Там, как цветы, в ярких куртках маленькие гномы. Я люблю слушать их веселые крики. Это напоминает мне далекое-далекое детство. Тихие вечера на золотистом с призрачным светом небе. Стремительно носятся стрижи, наполняя мир радостными криками. Мог часами  следить за их непредсказуемым полетом. Если верить в перерождение души, то, наверное, стрижи и дети одно и то же. Тот же восторг в их пронзительных голосах, наполняющих мир вечностью жизни. Как давно, давно это было. Далекий мой город, опоясанный с трех сторон синей кромкой хребтов. Только одна сторона открыта долиной Селенги с ее светлой лентой, убегающей к горизонту. Почему то мне чаще всего вспоминается эта картина. Еще – фантастические закаты. Таких я не видел ни где. Пожары неба. Яростные краски уходящего дня, как его апофеоз. Горы, за которые садилось солнце от темно-синих становились фиолетовыми, собирая все тени прошедшего дня. Пространство суживалось, приближая далекие предметы.  Становились видны отдельные деревья на фоне еще светлого неба. Звуки ясней и четче. Вечер накрывала ночь.

 

Постоянный повтор округлостей и кривых линий действует угнетающе, лишает предмет силы. Введение жесткости и прямых линий создает в нем перемену, утонченность

Осип Цадкин

 

29 октября

Съездили на дачу. Серенький день, со свинцовыми тучами по горизонту. Лес сбросил свой фантастический наряд. Уже не багрянец, а сизые стволы. Стал он грустным, даже каким то неряшливым. В саду только яркая трава на открытых площадках. Под яблонями жухлая листва цвета ржаной корки. Тишина и пустота. Нас встретил Бил, вылетел на свист из леса и заметался в восторге. Собачье счастье – радость общения. Бил выглядит вполне сытым, хотя и набросился на кости и мясо. Где же он ютится, когда нас нет. Видимо, его подкармливают строители с поля. Осень задержалась. Еще стоят относительно теплые дни. Иногда моросят дожди, но плотный, влажный воздух еще теплый.

14 ноября

Два дня назад пошел первый снег этой зимы. Тихий, пушистый снег. Мы были на даче. Пытались покормить Била он был очень отчужденным, от пищи отказался. До нас перехватил у соседей. Видимо, не может простить наше отсутствие на даче – неделю. Пес пытается найти зимний приют, потеряв веру в нас. С ним две бездомные собаки – маленькая стая. Так легче выжить в холодные зимние ночи. На диване, оставленным нами на террасе следы лежки собачьей стаи. Видимо, спят, прижавшись друг к дружке. Не могу смотреть в печальные собачьи глаза. Вот ведь придумали себе муку и казнь.

Сегодня, роясь в столе, нашел небольшой блокнот с набросками Самарканда и Бухары. На блокноте дата 14-16 ноября 1987 года. Надо же ровно через 13 лет в руках эти записи. Как много за эти годы произошло. Все поменялось так, что не знаешь, чего ждать завтра. Эти первые зимние дни пытался заняться архитектурным проектированием. Чувствую насколько я ушел от архитектуры. Планировал небольшой загородный дом. Все выходило казенным с налетом примитива. Нет свободы – все тянут устаревшие и устоявшиеся понятия о жилье и старой технологии строительства. Трудно отказаться от въевшихся понятиях о жилье.

Пересмотрел книгу К.Мельникова «Архитектура моей жизни. Творческая концепция и практика». В его время архитекторы были более свободными в своем творчестве. Его девиз – уж если строить, то только так, чтобы твой дом был единственным и неповторимым на земле». Все в поиске новых декоративных средств и выразительности. Не скажу, что он перепрыгнул плечо через устоявшиеся понятия композиции. Его свобода чаще всего приводила  к какой то эклектике. Мельниковская графа архитектурных построений:

- совокупность восприятия и объема в пространстве есть архитектурная масса. Характерные восприятия архитектурных масс следующие:

- куб, имея равенство осей, уравновешен во всех частях (статичен, статика)

Два куба, поставленных на горизонтальную плоскость, слагают оси, параллельные плоскости (движение горизонтальное, динамическое)

То же перпендикулярные  плоскости (движение вертикальное, динамика) и так далее и тому подобное.

Чем никогда не занимался - подобной философией. Само собой разумеющей. Действовал чаще всего по интуиции, чувству. Вот уж поистине его метода – измерить алгеброй искусство. Мне кажется, что как творец, он все практике отбрасывал и действовал только по чувству и своей цели. «не как у всех». А уже потом шли искусствоведческие теории. Может, я и ошибаюсь?

3 декабря

Конец ноябрю. В последних его числах как-то неожиданно пришла зима. Но оказалось, все ее выступления – только репетиция с легким морозцем, ярким солнцем и сиянием снега. Декабрь начался дождиком. Земля и асфальт вновь стали черными, небо серым. Пора тоски. За эти дни сделал 4 акварели (на полный лист). И десяток графических листов к «Метаморфозам» Апулея. Болят зубы, голова «чугунная». Сплошная тоска. Любая работа, как насилие над собой. Безделье – скука и тоска. Мир за окном в ожидании чего-то. Страна растерзанная, страна затихла. Ждет лучших дней. Будущее неопределенно. Все надеются на волю президента П. Авось не выдаст, авось хватит воли зажать эту хамскую демократию, полную лжи, обмана и вероломства. Дума третьего дня прела над законом о проституции. Быть или не быть. С сытыми, гладкими мордами рассуждали о снижении полового влечения при одной жене. И все это на полном серьезе. Одновременно пропустили через себя закон о неприкосновенности бывшего президента. Утвердив небывалые ни в одной стране льготы как президенту, так и его потомкам. Противно и гнусно. Америка затихла на международных полях. Жует свои выборы президента Буш или Гор? Хваленная американская демократия обнажила мурло и оскандалилась.

Наши демократы – «Правое дело» как-то скукожились. Боятся выбора Буша. Ведь он обвинил одного из апологетов демократии – Черномырдина в воровстве и все реформы народившихся российских демократов бандитским грабежом страны. Тем не менее, российские деньги нескончаемым потоком утекают за рубеж.

4 декабря

Включил радио и вот «Стоит ли отдать Германии за долги часть РАОЭнерго и Газпрома». Вот тебе бабушка, и Юрьев день! Ну что за пятая колонна наше радио, телевидение? Да вряд ли наше. Они уже давно продались и действуют как враги. Запустить такой вопрос вроде бы и невинно, простецки, между прочим. «Стоит ли?» теперь будут раскручивать этот вопрос по всей системе СМИ. Приучать к мысли – стоит. Рыжее мурло Чубайса никак не может успокоиться – уж очень медленно идет разрушение России. Теперь бы вот перелить кровь в чужие вены, и, тогда идеи демократов, наконец-то воплотятся. «Эта страна», как они называют Россию, сама по себе – глупая, ленивая, бездельная и не надо ей распоряжаться богатствами, на которых она распласталась. Больно и обидно за Родину, допускающую такие вопросы.

6 декабря.

Не дает покоя проект загородного дома. Не могу найти интересного решения. В путах старых понятий о жилье. Видимо, К.Мельников был прав, что идея должна нести в себе более объемный и глубокий смысл. Взял же он за идею два кольца, плотно слитых друг с другом, и построил дом для себя и жены. Два обручальных кольца, два цилиндра неожиданно и интересно. Новое пространственное решение. Меня всегда удивляло – почему мы должны видеть мир через прямоугольную раму окна? Ведь прямоугольник более чем другая форма ограничивает пространство. И как бы его не расширяли, мир оставался в раме замкнутым и статичным. Есть же круг, овал, да и вообще живые формы без четко и жестко очерченных границ. Да и сами ячейки жилья – эта вечно прижившаяся коробка. Последние годы, правда, стали ломать эту форму, раскрывая пространство комнат, убирая перегородки, двери с перетоком пространства одной комнаты в другие.

11 декабря

«Кто хочет сделаться живописцем, не должен знать больше, как три краски – белую, черную и красную, и пользоваться ими со знанием»

Тициан

Занятно, надо попробовать!

25 декабря

«Планировка Мосфильма тем и хороша, что куда не пойдешь – всюду – далеко и никуда прямо».

Александр Довженко

 

Подклеил этот квиток**, как документ современного издевательства. Сумма, которую отжалел, отсчитав от многомиллионных доходов РАО Чубайс не достаточна даже на один трамвайный талон. Естественно за такими грошами никто не ходит. Все возвращается РАО. Знать бы кому в карман.

Отослать бы эти копейки «в зад» Чубайсу с вековым русским матом. Хамство, не знающее предела!

 

30 декабря

Кончается год. Еще сутки и новое тысячелетие. Когда –то казалось, что это – такая далекая дата, почти недостижимая. И вот через сутки новый не век, а тысячелетие! Трудно сказать, куда оно приведет человечество. Прошедший век принес настолько много несчастья, крови и открытий. Но все научные достижения не принесли людям счастья и спокойствия. Жизнь стала стремительной. Все второпях. Цивилизация отняла душу человека, изменила ценности. И кажется мне, что в этом полете, нет даже не полете а скачках, человечеству очень легко сломать хребет. Некогда ему оглянуться и сопоставить свои деяния, оценить их не сиюминутно – только для сегодняшних дней, а дальше, вперед. К чему идем? Земля наша стала заложником жадности человека. История ни чему не научила и не учит. И, видимо, потому, что каждое новое поколение мир воспринимает как новую точку отсчета. И снова повторяет ошибки своих предшественников/

 

 

 

* Всегда вспоминаю эту истории с болью, потому, что когда отец спросил, что делать, мой ответ был – «забирать пса». Считал и считаю, что приманивая собак летом на даче, человек невольно дает им надежду, на то, что так будет всегда. Собака привыкает и рассчитывает на большого и сильного человека – вожака их маленькой стаи… Это – самое верное существо, которое платит за корм и дом безграничной любовью и преданностью. Но наступает осень, и пес оказывается брошенным, без единой надежды на тепло и выживание в суровые зимние дни. Это – предательство. «Какого же лешего вы  тютюшкали Била и кидали кости? Он же вам поверил!». Отец, задумался и что то пробормотал сквозь зубы.

Кот Кузя уже ушел в свой иной кошачий мир. Места в московской квартире было достаточно. Казалось, не было никаких препятствий...

Вот так еще одна собачья душа улетела в рай с немым вопросом: «Почему ты от меня отказался?»

** На свой ваучер отец приобрел акции РАО "ЕЭС России". И дождался дивидендов. Целых три рубля 92 копейки. Как в анекдоте "Вот тебе пять рублей и можешь себе ни в чем не отказывать".

 

 

 

 

Все картины, представленные вашему вниманию, принадлежат Л.Н.Архиповой(Голиковой), А.Ю.Чистякову, Б.Г.Чистякову, Л.Ю.Скворцовой(Шапкиной), Н.Ю.Скворцовой (Коротких), А.А.Чистяковой, С.М.Бани. Фотографии из семейного архива Чистякова А.Ю., и Архиповых-Голиковых. Дневники и письма: М.А.Пожарская, А.М.Пожарская, Т.Г.Ермакова (Чистякова), Е..А.Голикова (Чипизубова)  Сканирование, цифровая обработка, текст от автора, разработка идеи сайта и его осуществление - Чистяков А.Ю. Видео Байкала снято благодаря брату Андрею Голикову на Байкале в 2016 году. Перепечатка текста (частично или полностью), воспроизведение фотографий, картин  запрещена.

2017- 2018 © Андрей Юрьевич Чистяков All rights reserved  e-mail: qucandy7@yandex.ru