Дневники

Как-то в один из очередных дней рождения, когда мы собрались все вместе у нас на Ботаническом саду, зашел разговор о новом столетии и о том, какие подарки мы могли бы сделать друг другу, так, чтобы они надолго запомнились. Когда дошла очередь до меня я попросил маму и отца написать что-то типа дневников или коротких рассказов из их жизни. Меня всегда интересовали мысли и воспоминания близких мне людей. Через год в 2001 отец прочитал на своем 70-ти летии два рассказа о  дяде - Николае Касьяновиче Врублевском. Получилось очень смешно. Тогда же я узнал, что ничего писать ему не надо - он вел дневники...

Дневники я разделил условно на 3 части.

1-ая "Выбор дороги" - рассказ о том, почему Юрий Чистяков поехал учиться в Московский архитектурный институт. Это история взаимоотношений отца со старым приятелем - Юрой Шулениным. Одно время мы тесно общались семьями. Ходили друг другу в гости - благо жили недалеко. Они - напротив скульптуры Мухиной "Рабочий и колхозница". Рядом с пожарным депо, где сейчас находится академия МЧС, а мы в Останкино. У них рос сын Валерка - мой одногодка.. Юра Шуленин был улыбчивым и добродушным малым - так мне по крайней мере всегда казалось. Звезд с неба не хватал, но был неплохим администратором. Карьера его развивалась успешно.

Была в нем какая-то деловая жилка, что всегда отличало детей из малообеспеченных семей. И пока отец безвылазно сидел в Теплоэлектропроекте, Шулич менял места работы и каждый раз получал новые квартиры. Мне казалось, что Юра Шуленин все время соревновался с отцом. Рисовал он неважно, но брал другим - деловой расторопностью.  Скоро, как часто бывает, наши семьи отдалились друг от друга, и мы перестали общаться. Хотя разрыв в дружбе отца и Шулича произошел значительно раньше по самому рядовому поводу. Отец заболел туберкулезом и мама металась по Москве в поисках лекарств, барсучьего жира и козьего молока. Кроме всего прочего не было денег. Обратилась за помощью к Юре и его жене Татьяне.

-Ребята, выручайте, дайте взаймы до получки! -

-Что ты, Ритуля, мы сами последние копейки считаем! -

Через месяц-два тетка Шулича не вытерпела и проговорилась.

-Юра с Таней недавно выиграли в лотерею кучу денег и купили Татьяне норковую шубу- ...

Банально и очень похоже на персонаж из кинофильма "Место встречи изменить нельзя" в исполнении Абдулова-младшего.

Когда Татьяну спрашивали: "Тань, а что у тебя Валерка такой рослый, ведь твой Юра - метр с кепкой?- Она закатывала глаза к потолку и громко хохотала: "Это он в в папу пошел, в  Чистяка!- После таких шуток Шулич вжимал голову в плечи и как-то неловко, виновато улыбался...

Они то исчезали, то снова появлялись в моей жизни. Моя матушка, как бывший комсорг группы каждые пять лет собирала ребят, с которыми училась. Она обзванивала всех и интересовалась новостями. После одного из таких звонков, я узнал, что Шулича проводили на пенсию, как только ему стукнуло 60. На его место в Госплане было слишком много желающих.  Он состарился, согнулся, стал баловаться водочкой и умер в постели. Просто не проснулся утром...

По этой причине я изменил название главы. Вместо "Рассказа о друге" появился "Выбор дороги"

 

2-я часть - воспоминания отца о лечении в военном санатории под Можайском. Я выбрал именно этот дневник, потому, что он полон рисунков и впечатлений о санаторной жизни. Нынешнее поколение вряд ли поймет, какие шекспировские страсти разыгрывались в санаториях тех лет. Отдых в санатории считался престижным. Можно было походить на процедуры, совместить их с прогулками по лесу и танцами вечером. Многие ездили в  санатории в надежде завязать новые знакомства с противоположным полом. Основные посетители санаториев - люди немолодые, обремененные семьями и до звона надоевшими мужьями и женами. А здесь можно было расслабиться... Существовал неписанный дресс код в санаториях тех лет. На завтрак все выходили в спортивных костюмах, в них же ходили по процедурам и врачам. Зато на ужин дамы обильно помадились , красились, делали прически и надевали вечерние платья. После ужина - танцы или кинофильм в санаторном  клубе. Особо удачливые записывались на массаж и в бассейн. Удачливые потому, что на всех массажистов не хватало, да и в бассейн всегда была очередь. Отец карикатурно нарисовал местные санаторные персонажи, обычаи и свое лечение. Получилось забавно..

Помимо санаторных наблюдений он очень много рисовал - весь альбом - в карандашных и  перьевых рисунках  Можайска и окрестной природы. Шла большая, подготовительная работа для создания  акварелей. При этом Юрий Георгиевич скрупулезно записывал цвета, которые нужно было отразить - красные стены церкви, бирюзовое, латунное небо. Карандашный и графический рисунок позволяет судить о способностях художника. Здесь не схалтуришь и не переведешь стрелки на самобытность стиля. Графика позволяет максимально сосредоточить внимание на качестве рисунка. Моментально понимаешь, это - ремесленник и ничего не умеет, а это - мастер.

И, наконец, 3-я часть "Осколки". Мысль о названии пришла после того, как мой племянник Никита посмотрел фильм Тарковского "Зеркало". Если всю нашу жизнь представить в виде зеркала, то дни в этом зеркале являются мельчайшими осколками. Выхваченные в тот или иной момент жизни, они дают возможность посмотреть на человека изнутри, не как на статичную мраморную статую, а как на живого, думающего художника. Дневники оказались действительно осколками, потому, что несмотря на мечту "зафиксировать каждый день одного года", отец постоянно отвлекался, пропускал дни, недели, месяцы, а порой, и просто записывал новые впечатления среди старых дат.

Что важно в этой публикации? После смерти всегда возникает соблазн напридумывать так много, что  оригинал и результат фантазий абсолютно непохожи друг на друга. Скорее все выдумки  отражают мир того человека, который их преподносит, его "представления" о том, как должен выглядеть художник-интеллектуал. Получается перебор - этакий Квазимодо с постоянно распухающей головой, проецирующий все мысли о живописи, философии и поэзии пишущего о нем человека. А у рассказчика не хватает сил остановиться и замолчать - хочется самовыразиться через того, о ком он(а) вещает, давят все новые и новые фантазии. Юрий Георгиевич не нуждается в таких "костылях". Человек интересный и умный, он был одновременно простым и никогда не "выкоблучивался".  Дневники честно открывают внутренний мир и мысли..

Набирая текст на компьютере отца, я вдруг заметил, будто веду с ним долгий-предолгий разговор. Как раз такой, которого мне так не хватало все эти годы. Он тихо и спокойно, как в былые времена когда мы возвращались с ним арбатскими переулками из мастерской скульптора Аксенова, рассказывает мне о том, что его волнует. Некоторые высказывания его наивны, иногда безапелляционны и даже  ошибочны, но все они до краев наполнены искренностью и переживаниями.

Очень интересно вспомнить то время - 90е годы. Когда ходишь на работу, многие события проскакивают мимо тебя, как вагон электрички.  Другое дело - человек  на пенсии, сужается мир знакомых, круг общения и появляется интерес к внешней жизни вокруг. Отец фиксировал все то, что пролетало мимо моего внимания в сутолоке дней.  Трезвый взгляд со стороны дает возможность оценить тот отрезок нашей жизни и не спеша оглянуться назад.

Работа по дневникам была долгой и кропотливой. Не все попало на сайт - есть вещи, о которых  не принято говорить. Возможно, что когда-нибудь я их опубликую. Возможно...

 Здесь много интересного, начиная с размышлений о жизни, заканчивая рецептами приготовления красок. Мысли о художниках, сменяют рассказы о прочитанных книгах. Неожиданные открытия, наблюдения - острый глаз художника замечал все, "записки на манжетах"... Особенно интересен последний год художника. К сожалению у меня не все его дневники. К большому сожалению. Об этом я расскажу как-нибудь в другой раз.

 

Середина 90-х. Ю.Г. в гостях на Лазоревом проезде

"Красавчег" - Юра Чистяков

Слева направо - друг детства и проказ Володя с женой и сыном, мама и отец.

 

 

Все картины, представленные вашему вниманию, принадлежат Л.Н.Архиповой(Голиковой), А.Ю.Чистякову, Б.Г.Чистякову, Л.Ю.Скворцовой(Шапкиной), Н.Ю.Скворцовой (Коротких), А.А.Чистяковой, С.М.Бани. Фотографии из семейного архива Чистякова А.Ю., и Архиповых-Голиковых. Дневники и письма: М.А.Пожарская, А.М.Пожарская, Т.Г.Ермакова (Чистякова), Е..А.Голикова (Чипизубова)  Сканирование, цифровая обработка, текст от автора, разработка идеи сайта и его осуществление - Чистяков А.Ю. Видео Байкала снято благодаря брату Андрею Голикову на Байкале в 2016 году. Перепечатка текста (частично или полностью), воспроизведение фотографий, картин  запрещена.

2017- 2018 © Андрей Юрьевич Чистяков All rights reserved  e-mail: qucandy7@yandex.ru