Иллюстрации

Среди редких альбомов на нашей полке в Останкино стоял один - "Книжное искусство" В.В.Пахомова о том, как правильно иллюстрировать книгу. Он был богат  фотографиями и примерами оформления обложек и страниц. Особенно мне запомнился Майн Рид  со всадником и лассо, летящим к таинственному имени. Я часто разглядывал картинки.

-Ты эту книжку читаешь, чтобы рисовать?-

-Да!-

Разговор запомнился... Все книги, которые иллюстрировал отец , отображены здесь. Возможно, это  не все его работы, но в моей жизни их было пять.

 

Гонкур Э.  "Братья Земгано". Пер. с франц., примечания и вступ.очерк Гунста Е.А. Илл. В.Артамонова Ю.Чистякова. Печатается по тексту издания ACADEMIA Москва-Ленинград 1936. Воронеж Воронежское Книжное издательство 1957г. 160 с. Твердый издательский переплет, Обычный формат.

"Братья Земгано" и "Австрийская новелла" прошли мимо меня мало замеченными, ибо в те времена я был крайне мал и помню о первых двух вещах довольно смутно.  Первая "Братья Земгано" Эдмона Гонкура проиллюстрирована в соавторстве с В. Артамоновым. В те далекие времена мой отец разными путями искал возможность заработать. Рисовать он умел, а вот доставать заказы... Увы! Тут и появился на горизонте Володя - пронырливый и всех знающий человек. "Со связями", как тогда говорили. Артамонов был скульптором и уж точно не художником. Но среди знакомых считался компанейским, умным и изворотливым малым. С самого начала знакомства поняв, что отец человек мягкий и непрактичный, он постоянно его обманывал, то недоплачивал, то обещал расплатиться позднее, а позднее возвращал крохи. Это называлось "не хотели отдавать, еле из них вышиб". Отец был согласен на все, только бы были заказы. У него на шее сидели, свесив ножки мы с мамой... И вот приходил Артамонов. "Юра, есть работа!" И Юра впрягался как вол. В комнате стоял дым от сигарет, в чашке остывал густой чай - чифирь. Отец работал ночи напролет... Не всегда обещанная работа приходила и тогда ночные бдения оказывались напрасными. Матушка терпеть не могла Володю, за его безудержную жадность и неутомимую любовь к  женщинам. Много лет спустя отец взял меня с собой в гости к Артамонову. Мастерская находилась рядом с заводом АЗЛК, где делали легковые автомобили "Москвич". Весь первый этаж занимал огромный белый кабриолет мерседес. По словам Володи, это была машина Евы Браун - жены Гитлера. После каждого удачного гонорара Володя надевал белую бурку, которая красовалась на почетном месте в мастерской, садился за руль Мерса и катался по улице Горького, привлекая внимание женщин большими хромированными фарами и распугивая обывателей своим экстравагантным видом. Наверное самым позитивным в этой странной дружбе и грабительском сотрудничестве было то, что он познакомил отца с другим скульптором Владимиром Афанасьевичем Аксеновым. Но об этом  речь пойдет дальше.

 

Австрийская новелла Год выпуска 1959, 704 с.Тираж 90000 Составитель Тамара Путинцева, Художник. Ю.Чистяков, Твердый переплет, тип издания - Антология, Статус: Издание 30-60-х гг. 20 века

В "Австрийской новелле" отец  был единственным художником. Весь стол был завален эскизами. К сожалению сохранилось то, что сохранилось. Нужно сказать, что мои родители часто залезали в папки с рисунками, чтобы сделать кому-нибудь подарок....

Среди наших знакомых по Останкино у нас дневал и ночевал  Саша Стасюк - сын бабушкиной знакомой тети Лиды. "Саша сделай вид, что ты бежишь!"  Трудная задача - бежать не двигаясь, но он  умело ее выполнял. Сегодня Саша - профессор, один из руководителей Строгановского училища, а в те далекие годы он ходил с отцом на пленэр в Ботанический сад и Останкинский парк. Помимо Саши в роли натурщицы выступала и матушка, принимая те или иные позы.

 

Алексей Мусатов Клава Назарова Повесть о Клавдии Назаровой, мужественно боровшейся с немецко-фашистскими захватчиками. Книга (1961) Издательство: Молодая гвардия

Работу над повестью "Клава Назарова" я помню достаточно хорошо. Время работы над книгой - хрущевская оттепель. Появлялись новые книги, фильмы, спектакли. Тема была близкой по времени и интересной. Отец бросился в работу с головой . Мама, для того, чтобы каким-то образом настроить его, купила пластинку Шостаковича с 7 симфонией "Ленинградская"..

Отец  блистательно изображал немцев. Они были сильными, с орлиным профилем - настоящие арийцы. Наши солдаты наоборот - добродушными с простыми крестьянскими лицами, в которых не было ни секунды злобы и внутреннего садизма И в этом заключалась какая-то скрытая логика   - добро сломало зло!  В те времена в кино фашисты чаще всего изображались недоумками. Тем значительнее победа, когда твой противник умный, хитрый и жестокий. Издательство как всегда отобрало нейтральные сюжеты и не использовало глубокую мысль противопоставления. Тема захватила целиком. Еще долгое время отец "остывал" от нее, делая гравюры на линолеуме и акварельные рисунки.

 

Мужчинам до 16 лет Автор: Маркуша Анатолий Маркович; Художник: Тамбовкин А.; Грушин Ю. Выходные данные: М.: Детская литература, 1966.- 333 стр.

С этой книгой у меня получилась интересная история. Я в то время учился в интернате. Кто-то из наших мальчишек принес книжку, которую  передавали как сокровище только друзьям  - до того она была интересной. Читалась легко и помимо всяких отступлений там были целые главы "Сделай сам".  Простые и полезные поделки своими руками. Дошла очередь и до меня. Читаю, и ничего не могу понять - на одних страницах иллюстрации явно выполненные рукою отца, на других нет. Посмотрел выходные данные - какой-то Тамбовкин, Грушин... Я мучился всю неделю. В выходные показываю книгу матушке. "Смотри - разве это не  папа нарисовал, а Грушин?" "Знаю я этот персонаж,"- неожиданно взорвалась мама... Отец  иногда заглядывал к нам в выходные, так и случилось в тот раз.

-Твои рисунки?-

-Мои.-

-А почему художники Грушин и Тамбовкин?-

 Тишина. Занавес.

 

Кир Булычев  Меч генерала Бандулы Жанр: фантастика Категории: современная русская проза, детская Формат: повесть

Год написания: 1968 рисунки Юрия Чистякова

Меч генерала Бандулы : приключенческая повесть : [для среднего школьного возраста : 12+] / Кир Булычёв ; рисунки Юрия Чистякова. - Москва : Изд. дом Мещерякова, 2017. - 235, [4] с. : ил.; 21 см. - (БИСС).; ISBN 978-5-00108-033-6 : 5100 экз.(БИС)

Разыскивал в интернете выходные данные на книгу "Меч генерала Бандулы" и нашел, что она опубликована повторно в 2017 году издательским домом Мещерякова.  В это время на ВДНХ открылась книжная ярмарка. Я нашел Мещерякова и купил издание. Эту книгу отец иллюстрировал в 1968 году сразу после ее написания, и вспомнил я о ней только по одной причине - рисовал он ее в Улан-Удэ, куда взял на отдых и меня. Работа спорилась и готовые листы выходили один за другим. Отец рисовал с упоением, размашисто, не жалея бумаги и вообще находился в каком-то приподнятом настроении - вся родня видела художника Юру! В промежутках между работой мы ходили рыбачить, ездили в тайгу, собирали на берегу Байкала причудливые корни. На шкафу у бабушки Фроси долго хранилась змея из корня сосны. А мы в тот год привезли с отцом корень, отшлифованный волнами Байкала, напоминавший сплетенные тела...

Иллюстраций к книге естественно у меня не сохранилось, он увез их в Москву в издательство, но я прекрасно помню это ощущение свободы, солнца, праздника на сердце и подъема, которое присутствовало во время его работы.

 

Из книг  "для души" отец постоянно рисовал Чехова. Сколько его помню. Всю жизнь. Позы персонажей и композиции были практически одними и теми же. Казалось, он хотел отшлифовать рисунок до совершенства, до самой последней мелочи. Много лет спустя рассматривая иллюстрации к рассказам Антона Павловича, сделанные им сейчас, несколько дней назад, я с улыбкой обнаруживал эту "похожесть". Идеи юности конца 50-х - начала 60-х годов прошли практически без изменений через всю его жизнь. "Злоумышленник", "Толстый и тонкий", "Дочь Альбиона" - их было много. С особенной любовью он рисовал Мисюсь из "Дома с мезонином" и "Даму с собачкой".

В Москве появились первые шариковые авторучки. Они были большой редкостью и наряду с плащом болонья - предметом гордости обладателей.  Ручки привозили из-за границы и берегли как зеницу ока, наши были далеки от совершенства - рвали бумагу и их приходилось долго "расписывать".  В городе как грибы после дождя выросли киоски, где ручку можно было заправить пастой и использовать стержень повторно. Советские чернила для заправки были  едкого цвета и без конца текли, пачкая жирной несмываемой краской руки, рубашки,  пиджаки... Такую импортную красную ручку в один прекрасный день кто-то подарил отцу. Он не смог удержаться и повторил в цвете иллюстрацию к рассказу Антона Павловича "Злоумышленник".

Книги в те времена были редкостью и большой ценностью. Была мода на новых писателей. В хрущевскую оттепель открылся широкий доступ к иностранной литературе и отец впервые прочитал Хэмигуэя.

-Ритка,  какое же чудо "Старик и море"! Сажусь рисовать, хочу сделать вертикальные картинки!-

Вся Москва с упоением читала. Почти в каждом доме стоял портрет Эрнста Хэмингуэя с седой бородой и в  свитере по горло. Матушка купила отцу похожий крупной вязки, а он где-то достал трубку, чтобы походить на Хэма, как они тогда его называли. К этому же времени относится его увлечение Ремарком. "Три товарища", на "Западном фронте без перемен" отец зачитывал буквально до дыр, потому , что был еще человеком неаккуратным.  Матушка терпела его разгильдяйство, только иногда вспыхивала:

-Юра, что же ты на книжку положил горящую сигарету! Ведь прожжешь!-

-Не на книжку, а на край книжки, положил на минутку, пока бреюсь! -

-А почему страницы согнуты углом?-

-Это у меня закладки!-

Ну что тут было возразить!

 

Сказку Пушкина "О попе и его работнике Балде" отец нарисовал ко дню рождения внучки Насти. Мы разглядывали смешные картинки и радовались ярким краскам. Год назад, (в 2017)  я отсканировал эту работу, соединил в программе по порядку листы, начитал  всю сказку, совместил все это в одну звуковую книжку  и переслал своему внуку Степашке на день рождения. Так что подарок отца перешел от внучки к правнуку. "Не гонялся бы ты поп за дешевизной!"

Дон-Кихот - из его последних увлечений. Он сделал целую серию графических рисунков о рыцаре печального образа и его верном слуге Санчо Панса. К сожалению в моей коллекции их всего несколько из блистательной серии из 20 или 30  листов. Остальные остались у его жены Раисы.

А вот обложку для книги "Блатная музыка" он рисовал по моей просьбе. В тяжелые времена гайдаровского управления экономикой (мы с отцом называли Егора Гайдара - "тот, который дедушку предал", потому что дед его Аркадий Гайдар с 14 лет был членом ВКПБ и боролся за Советскую власть, а вот внука потянуло в противоположную сторону), когда цены росли ежедневно как на дрожжах, и  из магазинов исчезло практически все, а то, что появилось стоило в десятки раз дороже, и у людей не было денег на самое необходимое. Когда зарплаты застыли, как градусник подмышкой у покойника, я пытался найти любой способ продержаться на плаву. Я руководил небольшой типографией в проектном институте. Мы печатали кроссворды и продавали их через сеть распространителей в метро. В это время ко мне обращались порою очень странные люди, которые хотели напечатать свои или чужие книги. Одним из проектов были тетради по грамотному русскому языку, которые мы по договору напечатали для распространения в школах. Для них отец сделал незамысловатые обложки и как художник получил небольшой, но гонорар. Вторым проектом, который так и лег на полку был "Тюремный жаргон или блатная музыка".  Жаль! Обложка получилась душевной! Г. - иллюстрации к книгам.

 

 

 

 

Все картины, представленные вашему вниманию, принадлежат Л.Н.Архиповой(Голиковой), А.Ю.Чистякову, Б.Г.Чистякову, Л.Ю.Скворцовой(Шапкиной), Н.Ю.Скворцовой (Коротких), А.А.Чистяковой, С.М.Бани. Фотографии из семейного архива Чистякова А.Ю., и Архиповых-Голиковых. Дневники и письма: М.А.Пожарская, А.М.Пожарская, Т.Г.Ермакова (Чистякова), Е..А.Голикова (Чипизубова)  Сканирование, цифровая обработка, текст от автора, разработка идеи сайта и его осуществление - Чистяков А.Ю. Видео Байкала снято благодаря брату Андрею Голикову на Байкале в 2016 году. Перепечатка текста (частично или полностью), воспроизведение фотографий, картин  запрещена.

2017- 2018 © Андрей Юрьевич Чистяков All rights reserved  e-mail: qucandy7@yandex.ru