Осколки (часть 3)

О своей живописи, о Рерихе,  о статуе "Рабочий и колхозница", о Городе, об американцах в космосе, воспоминания о Пасхе и бабушке, болезнь и смерть деда

Все  это следует обработать.

 

Я еще не ушел,

Я уже не умею

Разобрать где добро в человеке, где зло.

А теперь, когда годы мне давят на веки,

То скорее наверное всё – всё равно

Безразличие? –Нет.

Мой ответ в оправдание

Если были обиды – сам виноват.

Если сам обижал, принимал наказание.

И за зло его никогда не считал.

Невозможно постичь, что в душе человека.

Там – гремучая смесь из добра и из зла

И несет он ее от века до века.

Как взорвется – не знает

И не знает когда.

Сегодня на одной из станций метро распылили ядовитый газ. Как сообщают – пострадавших нет. Народ дичает.

По радио рассуждал М.Ростропович. вот как он определил социалистический реализм: «Прославление начальства в понятных для них формах».

15 марта 1998 года

Вся моя живопись укладывается в остроумное высказывание П.Кончаловского по поводу работ полузабытого художника А.Осьмеркина: - «Много пейзажа, мало искусства».

15 марта Николай отрекся от престола. Почти забытая дата в современной истории. И тем не менее разговоры о нем ведутся без конца. Православный синод русской церкви к останкам, выдаваемым  за истинные, относится с глубоким сомнением. Но правительственная комиссия гнет свою линию. Ожидать от нее благородства – нелепо. И как всегда, когда президентская команда начинает "шуршать", американцы тут как тут. В Петербург привезли мультфильм «Судьба Анастасии». России еще не хватало мультфильма о царской семье на фоне зайцев, с косыми рылами русских мужиков. (Так они представляют Россию).

16 марта.

День моего рождения. 67 лет. Старик! Кто-то острил по поводу старости. «Страшно не то, что стареем, страшно, что остаемся молодыми». А у Платонова в одной из его повестей есть нечто. «Вошел старик, проживший 50 лет долгой и почти бесполезной жизни». 50 лет – старик. Близкие поздравили. Но с чем поздравлять? 67 лет. Итоги неутешительные. И тем не менее я благодарю Бога за жизнь, благодарю родителей, что дали ее мне.

Не помню, кажется, у Олдриджа когда-то прочел, что старость хороша тем, что позволяет совершить самое удивительное путешествие в свое детство и юность. А у Рериха «Жизнь всегда ярка. Лучше, чем сама жизнь, все равно не выдумать».

18 марта

Отдал день двум эскизам памятника Сурикову и небольшой гуаши. Чувствую себя неважно. Звонил Аксенов. Надо будет съездить к нему. День не прошел, а канул.

19 марта

Ездил с Евгением (брат жены) в Зайцево. Он в обычном своем состоянии – бормотания и хвастовства. Когда же он поймет – быть иногда хмельным еще можно допустить, но всегда пьяным с рассвета до рассвета – потеря рассудка. Такое общение мне надоело. Обратный путь через Арбат. Пока Е. ушел в пьяный сон, я успел выскочить. Еле дошел до мастерской. Болели ноги, весь вечер в безделье. Перед сном читал Рериха. Не могу понять, но он меня чем-то раздражает, как человек. Как художник весьма спорен а своем раннем творчестве. Да и вообще зачем умничать! Его сюита о «Мальчике» - просто фальшь.

Мальчик птичку убил…

Мальчик зверя убил…

Мальчик жука умертвил…

Если ты умертвил

жука, птицу и зверя,

почему тебе и людей не убить?

И все то же время всю жизнь убивал – заядлый охотник. Все его  творчество не столько самобытное лицо художника, сколько штамп. Чего нельзя сказать о Врубеле.

20 марта

С утра разбирал диван. Обнаружил за ним несколько листов (акварель, гуашь). Приятно удивился. Что-то в этих работах есть. А я их выбросил и забыл. (Вышгород, Таллин, Пушкин «Еще одно последнее сказание», охотники и птицы, стога).

 

Вчера был яркий солнечный день, сегодня идет снег. Зима упрямится. Весна с трудом завоевывает свое время. Сегодня заполнили метро милицией. Ждут, что на 11 станциях распылят ядовитый газ. Были предупреждения от идиотов «Сёнрике». Что творят – сами не ведают. Полное озверение.

21-22 марта

Два дня корпел над эскизом из пластилина. «Адам и Ева». Завернул их в кольцо. Хотелось превратить в цветок. Карандашный набросок был более декоративным. Потянуло на реализм. Получилась какая-то смесь декоративного с реализмом в его худшей форме.. во всяком случае получил опыт. И теперь вижу ошибки. Хотелось бы перевести в материал (дерево – яблоня или вишня с последующей полировкой поверхности). При переводе в материал увеличить размер раза в 2-3.

24 марта

Весна побеждает. Солнечно и тепло. Во дворах лужи и капель с крыш. Никак не могу восстановить себя после гриппа или какого-то еще недуга. Голова тяжелая, дышать трудно. Общая слабость. Написал акварель-натюрморт «Бананы». По цвету вроде и сносно. Но как акварель тяжеловата. Нет прозрачности и легкости, читаю Рокуэлла Кента «Плавание к югу от Магелланова пролива». Двадцатые годы нашего столетия. Путешествия Рокуэлла с прекрасными иллюстрациями. Я очень люблю графику Кента. Его суровые пейзажи убедительны и монументальны, как и сами повествования. Человек давно ушел, а я с ним путешествую с рюкзаком за спиной и на его боте «Кэтлин».

25 марта

День ясный, золотистый с бирюзовым небом побеждающей весны. Сегодня день рождения деда (отца жены). С утра заехал Евгений (брат жены) и предложил съездить на дачу в Тарасовку. Проезжая мимо мухинской скульптуры «Рабочий и колхозница», Евгений шуткой бросил: «Вот бы ее в Зайцево на мой загородный участок!» Когда я сказал, что эта скульптура ростом 24 метра стояла на павильоне всемирной выставки высотой 34 метра, это вдруг всех, включая шофера, ошеломило. Так человек в пространстве путает масштабы. Представляю этих монументальных гигантов среди дачных и деревенских домов – нечто типа иллюстрации для Кустодиева и его полотна «Большевик». На даче не был всю зиму. Вокруг участка лесники прорядили лес. Всюду сосны, снег и ели. Прекрасный мир – божественный и спокойный. С трудом подъехали вдоль реки.. снег тает, дорога в лужах и выбоинах. Не успели выйти из машины, со всех сторон к нам поспешила свора собак. Белкины щенки. Эту зиму они продержались. Подкармливали их наши соседи по даче. Привезли собакам пищу. Р.(жена) месяцами забивала холодильник остатками от обедов. Сердце сжимается, когда видишь этих божьих тварей. Собаки, собаки, как они ищут своего хозяина, чтобы отдать ему всю свою преданность и любовь. Дом вымороженный и пустой. Сидели на террасе в окружении этого зверья. Отдали им все, что можно.

Москва хоронила великую балерину Уланову. Прощание народа в Большом театре. Боже мой, время забирает лучших из людей искусства. Слов мало. Уходит из мира божественный дар. Громадная благодарность ей, она – легенда – уходящая в века. Именно нам она оставила сердце и душу.

Политическая суета продолжается. Е-ин. ставит на место Черномырдина желторотого мальчишку,  как говорят, в  розовых штанишках. Этот соловей весь в улыбках и словах, они льются из него как из рога изобилия. За четыре дня обещает определить приоритеты и задачи восстановления России. Этакая шустрость гоголевского Хлестакова. Что это? Зачем? Почему? Когда же хитрожопость Ельцина накажет его?

26 марта

Сделал графический лист «Скифы». Карандашный набросок (линейный) был более убедителен. Работая черной тушь., запутался в композиции черно-белых пятен. Лошадь первого плана прилипла и слилась со всадником второго плана. Репаративный полузверь выпал из графического рисунка общей композиции. Переделывать не буду. Лучше начну новый лист на ту же тему... Вечером ТВ. Все удивлены скороспелыми, окутанным тайной решением Е-на по правительству. А он, в окружении дорогих ему друзей (Ширака и Коля) строит рожи. Не говорит, а изрекает, закатывая глаза. Рычание, перебивает паузами, мычанием. Что может сделать власть, вернее вылепить из недалекого человека? Прошла встреча. По выражению представителей -  «без галстуков». То, что двое без галстуков – это так, а вот доведший Россию до распада – «без штанов». Голый король.

28 марта

Город – невероятный муравейник. Разница перед естественным, природным в том, что в первом случае (природном) каждый муравей знает свое дело в числе общих, во втором случае, как правило, каждый человек сам по себе. Однако лезет в общую кучу и свое право отстаивает  в борьбе и драке с себе подобными. Чудовищное образование. И каждый раз, возвращаясь к городу, лезет мне в голову стишок Юрия Кузнецова

Занесли на Бога серп и молот,

Повернули реки не в ту степь

В тесной клетке под названием «город»

Посадили дурака на цепь.

Именно город –ядовитое гнездо всех пороков. И если на чашу весов положить его добродетели перед жизнью человеческой и растленное бесовское влияние, то второе несомненно перетянет. Современные дезурбанисты считают, города-гиганты обречены на вымирание. Участь динозавров. Объясняют это развитием средств передвижения и вечной тягой человека к природе. Мне кажется, что вряд ли это так. За прошедшие века сформировался совершенно новый генотип. Его не тянет природа, как предков. Он живет категориями человеческой суеты. Он глохнет от тишины и равнодушен к проявлению жизни Божьего мира кроме своей. Его не удивит ни зверь, ни птица, а вот какой-нибудь «Линкольн», «БМВ» или «Дуглас» - это другое дело. Восторг перед своими творениями. Иногда мне кажется, что если вдруг небо станет черным, люди бы привыкли к этому в течение нескольких дней и не обращали никакого внимания, а вот если бы они все стали фиолетовыми – это заставило бы людей долго волноваться.

27 марта.

Ездили за семенами на бывшую ВДНХ, превращенную в толкучку, ярмарку трепья. Народу – черно. Толпы черно-серых людей устали адски, день сгорел в толпе.

30 марта

Целый день занимался проектом декоративных решеток для загородного дома Е (брат жены). Так и не нашел решение, которое удовлетворило бы меня. Главное не могу представить, как они будут смотреться из интерьера, перечеркнутые переплетами. С одной стороны хотелось бы иметь как можно меньше железа, но мир воровства и грабежей диктует обратное. Половина жилого фонда Москвы закрылись примитивной решеткой – солнце. Наивно и некрасиво.

31 марта

Последний день марта, не прошел, а проскользнул. Почти ничего не делал. Читал статьи Гальца и исторический сборник В.В.Каллаша (издание Сытина). Было интересно сравнить поведение сегодняшней самостийной Украины со временем ее стремления «воссоединиться» с Россией. 1649 год.

1 апреля

Погода опять сломалась. Пошел мокрый снег. С севера потянуло холодом. Лужи схватились коркой льда. Низко ползут свинцовые тучи. Метеорологи пророчат, что это надолго.

Ездили на кладбище. 1 апреля – день смерти Е.М. (мать жены) прошло десять лет, как ее нет, а помнится и кажется, что это случилось совсем недавно. Стремительно летит время. Мы все стареем, теряем близких людей. Грустно.

«И помнится и мнится, что прежняя осень была не так грустна».

2 апреля

Работал над графическим листом «Расстрел царя Николая II» где-то на половине «засох» и заскучал. Всегда скучно и неинтересно работать над эскизом, который был сделан задолго. Так и не окончил лист. Позвонил Евгений (брат жены), зовет завтра в Зайцево. Мастера не знают, как приступить к камину. Страсть как не хочется ехать. Радио и ТВ с упоением заливаются о недостойных выборах в Нижнем Новгороде. В мэры выбрали криминальную фигуру, отсидевшего за какие-то грехи «нового русского». Боже, если народ выбрал его, то значит, считает всю ельциновскую власть более криминальной и вороватой, которой и верить нельзя, а вот этому молодцу можно. Российские правители на дыбы: как можно! Не пущать! Объявить выборы не действительными, малого посадить, начать следствие. Так довели, что народ, требующий свободу выбранному мэру, избил сегодня судью.

Россия сидит пока без правительства. Ельцин продолжает пробивать в премьеры своего розового  мальчика. Дума ерепенится. Идут переговоры, разговоры, заговоры. Мальчонка носится по Думе с целью очаровать и подготовить программу развития России. Было бы смешно, если бы не было так грустно. Сегодня в передаче «Русский дом» показали заметку из израильской газеты, из которой явствует, что ельцинский мальчонка имеет израильское гражданство. Иже с ним Чубайс, Лифшиц, Березовский и другие сотоварищи. Дожили! Да, программа развития России не за горами, ее судьба в надежных руках

3 апреля

День был мой. Е (брат жены) не заехал. Поездка в Зайцево не состоялась. Закончил графический лист «Приговор. Расстрел Николая II». В конечном итоге получился просто черно-белый плакат. Чем себя и огорчил. Начал было акварельный натюрморт, потом махнул рукой, плюнул и поверх гуашью нарисовал свечу в подсвечнике с китайским мандарином. Поскольку не корпел и не старался, кое-что вышло свежо и незамучено. Но это, наверное, мне кажется только до утра. А утром – разочарование.

6 апреля

День начался снегом за окном. Слегка подморозило. Весна не торопится. С утра нарисовал 2 гуаши. По эскизам, сделанным когда-то в Самарканде. К часу дня опустошился вконец. Вчера из союза архитекторов пришел календарный план. Удивило количество выставок графики и живописи. Кроме одного (Вадима Ткачева), все авторы не знакомы. Нет, еще один мне знаком – Кир Булычев. Как он туда попал? Булычев – писатель. Когда-то я иллюстрировал его книжку «Меч генерала Бандулы». В то время он не высказывал никаких поводов и способностей ни к графике, ни к живописи. Время идет. Все становятся художниками. Помню его очень подвижным, легким человеком. Рисунки мои одобрил безо всяких замечаний. Не то ему было некогда, не то не хотел разбираться. Книга издана в Детгизе.

12 апреля

День космонавтики. Но об этом потом. Вчера 11го ездили на дачу. Андрей это обозначил, как осажденные ленинградцы. Действительно, мы сами себе устроили блокадную зиму. Только вот разве не выползали к полыньям за водой. 11 апреля – вербное воскресение. В Тарасовке на станции купили несколько веточек вербы. Деревья еще спят. Никакого движения почек, а вот верба, невзирая на такую капризную весну, покрылась перламутровыми шариками. Зашли в храм. За зиму внутри его перекрасили. Всю роспись. Стало светлей, но потерялась какая-то неуловимая аура. Я бы очень осторожно допускал в храмы современных богомазов. Во дворе дачи еще лежат сугробы. Но вокруг туй и на дорожках уже проталины. Погода нам благоприятствовала. День был пронзительно яркий, солнечный, легкий. И тем не менее, к концу дня устали страшно. Я не брался за этот блокнот целую неделю. Да, впрочем ничего и не было знаменательного. Съездили в Зайцево, где меня ждали мастера. Вопросы с камином. Но, кажется, у них все ладится. Ведут кладку и облицовку по моему эскизу. Вроде камин получается. Во всяком случае, в зале полностью оформляется торцевая стена, и не плохо.

Написал акварелью этюд «Вербное воскресенье». Поле вдоль реки с тропинкой, ведущей к храму. Он силуэтом рисовался на высоком берегу в сиреневой дымке деревьев.

Были у Аксенова. Работа у него не клеится. Артамонов ушел в подполье. Ему, видимо, страсть как не хочется работать. Из книг ничего существенного не прочел. К вечеру чувствую себя неважно. Так, лежу перед сном и листаю книги и альбомы по искусству. Нравится мне современный живописец Тутунов. Фомин хорош в своих пейзажах, но вот зачем он берется за жанровые картины. Они слабы по рисунку, «настырны» по композиции и, как не странно, по колориту какие-то беспомощные. Видимо, в пейзажах его ведет натура, а в жанре фантазия и слабая цветовая память.

 

Мир на пороге нового тысячелетия. Человечество подводит итоги своим деяниям. Сегодня день космонавтики. Может быть одно из самых великих достижений человека – оторваться от земли и выйти в космос. Свершилась мечта людей – человек в космосе. Я не «русопет», но искренне горд за русскую науку, технику, русского человека. Мы первые преодолели природный барьер, страшную силу притяжения. В эти дни вновь и вновь возвращаются к полету американцев на Луну. Все откровенней вырисовывается правда. Некрасивая правда, показывающая миру ложь американской жизни. Полностью во власти Мамоны этот пресыщенный, лживый американский мир сфабриковал, якобы, полет. Тот всему миру нагло подсунул картинки, сделанные на какой-то киностудии. Своих космонавтов полета Апполон -1 практически за полтора года выморили (погибли, кто в автокатастрофе, кто убит, кто утонул). Как говорят – «концы в воду». Все лунные съемки, документы – плохо сработанная туфта. Но свой гонор великой страны они навязали миру. Такому народу опасно верить, тем более доверять в простых и сложных начинаниях. Все – ворованное –идеи, люди, искусство, наука. Все за деньги. Пожалуй, только кино имеет откровенно американское лицо. Убийц, насильников, сексуальных вывертешей. Кино они травят мир, со страшным желанием разложить его, сделать себе подобным.

15 апреля (среда)

Что-то случилось в мире. Вокруг природные катаклизмы. Какой уголок нашего глобуса не возьми – всюду что-то. Наводнения, ураганы, землетрясения, оползни, снегопады. Северную Италию завалило снегом, в Афганистане землетрясение, в Чечне – оползни, на юге Ростовской области небывалые наводнения… 13 апреля после дня поминовения на Москву обрушился такой снегопад, которого не помнит не один живой москвич. Метелью сыпал и кружил мокрый снег. За сутки – месячная норма зимних осадков. Москвичи говорят: «Это нам в наказание!»

Мэр Москвы, осерчавший на центральную метеослужбу, разорвал с ними договор. Хватит их ошибок. Такова ныне весна. И на фоне этого природного разгула идет нескончаемая драчка наших политиков и президента. Торгуются, делят кресла власти. Уговоры и приговоры, суды и пересуды. А страна стынет и стонет. Обезумевшее воронье. Бездарности!

16 апреля

Удивительное время, удивительные дела на святой русской земле. Два дня назад разогнали демонстрацию студентов в бывшем г. Свердловске, ныне принявшем царское звание. Не казаки с нагайками и жандармы с саблями гнали толпу как 80 лет назад, а доблестный ОМОН с резиновыми дубинками воевал с молодыми, непослушными. Ведь была же предупреждена власть о всероссийской демонстрации студентов. И была правда в их протесте. Реформы разворовали Россию, как из дырявой бочки вода, утекли деньги за рубеж, осели в карманах «новых русских». Власть наделала несусветных долгов внутренних и внешних. Нет денег. Отсюда любые попытки ободрать народ. Стали обсуждать, как скосить стипендии, сделать платное обучение, брать за проживание в общежитиях. И вот молодая «надежда» России раскачалась. Выступили. В Москве это больше походило на фарс. С плясками, песнями, канканами дрыгались отпрыски перед Белым домом. Кончилось тем, что составили петицию: «если  власть не выслушает их требования, не удовлетворит, то все повторится.» Странные  сегодня студенты. Когда смотришь на это сборище, трудно понять, празднуют или хоронят. Эмоции те же, что на сборищах, когда на эстраде двигается и орет их фанатичная любовь – какой-либо рок – орун. Такое впечатление, что все – под «наркотой». Зря испугалась власть. Эта молодежь не способна на серьезные дела. 10 лет реформирования сделали свое. Взросла поросль дебилов.

Не прекращается возня вокруг выбора премьера. Дума пугает Е-на, а он пужает Думу. Правда вчера приняв спикера нижней палаты, пообещал в случае «да» расплатиться с депутатами квартирами.  Открытый подкуп. Правильно по Москве пустили шутку – «спикер к президенту вошел селезнем, а вышел уточкой». За полчаса спикер Селезнев перевернулся и появился на экранах ТВ с «да» на лбу. Вот тебе бабушка и Юрьев день! Коммунисты и яблочники с аграрниками еще хорохорятся, но все на глазах тает. Пошел слух, что Е-н плохо себя чувствует. Так вот он появился перед страной на экранах ТВ с идиотским видом и раскрытой пастью и стучит пальцем по зубу. Мычит: «Я здоров, как никогда! Вот ходил, менял коронку, поимаеш!»

Господи! Спаси нашу душу!

Почти весь день корпел над проектом благоустройства загородного дома Евгения (брат жены). Разработал декоративный бассейн. Но сделают ли так, как хотелось бы? Читать не остается времени.

17 апреля

Сделал графический лист «Царевна Софья». Написал из окна проталины во дворе.

18 апреля

Святая пасха!

Проснулся рано, хотя до 2х смотрел и слушал пасхальную службу. За окном свинцовое небо. День прохладный. Помню, в детстве бабка в этот день всегда поднимала нас очень рано. Подводила к окну и говорила: «Посмотрите, как играет солнце, какое оно цветное, радугой играет, огоньки то, огоньки какие!» я во все глаза старался увидеть этот восторг, но солнце было, как мне казалось, обычное. Огорчался и тихо завидовал бабке. Потом садились за стол. Бабка каждому давала по просфире и, окрашенному луком яйцу. Христос воскрес! Воистину воскрес! В этот день она обязательно тащила меня в храм. Шли через весь город. Бабка уставала и часто присаживалась на скамеечки, которые были почти у каждого дома нашего деревянного города с дощатыми мостовыми. Светило солнце, пахло весной, какое-то светлое, радостное чувство. Церковь меня поражала сиянием золота и огней. Темные лики икон как-то даже пугали. Да, по правде, в детстве я был очень насторожен к храмам. Говорили, что там отпевают покойников. Покойник и только начинающаяся жизнь, видимо, были несовместимы. И таинство служб, строгость иконных ликов, непонятные слова молитв, фигура священника в сверкающей ризе, мерцание свечей, шепот, даже шелест слов молящихся, пение невидимого хора, в котором вдруг птицей взвивался тонкий женский голос – все было загадочным и непонятным. А бабка в белом платочке иногда прервав свою молитву и нагнувшись ко мне шептала: «Слушай, соколик, слушай ангельские голоса». Так вселялось уважение к Всевышнему и страх перед наказанием Божьим.

4 мая

Пролетевшие дни апреля и мая были какие-то сумасшедшие. Ожидание мая всегда связано с надеждами. Мир просыпается. Деревья покрываются кисиёй зелени. Да и в душе какое-то обновление. Преддачная суета. В доме все окна и дверь – настежь. Не зря, наверное, в некоторых странах Востока празднуют новый год весной. Но Россия всегда находила свои приметы и причины. Так староверы новый год относили к сентябрю, когда все созревало. Вызревали яблоки. И первый плод (яблоко) был дан Адаму Евой осенью. Однако весна – перелом во всем. Это действительно новый год, новая жизнь. Но все закрутилось не так, как ожидалось и мнилось. Первого мая деда (отец жены) хватил удар (инсульт). Я был в деревне у Евгения (брат жены). Бродили с Ленкой по лесам и писали весенние пейзажи – разлив реки, золотые закаты. Дни стояли яркие. Все менялось прямо на глазах. Неярко стояли рыжие кусты и. вдруг за ночь, все покрылось прозрачной зеленью. Но было как-то тревожно за московский дом, это чувство не оставляло. 30го к вечеру приехали Евгений и Сережка со своей молодой женой. А утром звонок испуганный голос Р(жены). «С дедом плохо, приезжайте». Дед – грузный, неподвижный лежал в своей комнате с неестественным цветом лица. И тяжело дышал полуоткрытым ртом. Речь – невнятная. Разобрать можно только отдельные слова. Правая рука почти не действует. То, что мы с Р(женой) предчувствовали – вот оно. Все покатилось по совсем не тем дорогам, как было в прежние весны. Какой уж тут переезд на дачу. Сидим дома, ждем, когда выйдет из не очередного отпуска его лечащий врач. А там будем решать, что делать. Либо – госпиталь, либо –дом. Чем все кончится неизвестно. Грустно и неуютно.

Три часа дня. Дело скверное. Р. Вызвала скорую помощь. Молодой доктор лет 40 с медсестрой. Взглянув на деда, сразу сказал: «Безнадежно». Очень тяжелое состояние. Кома. Прерывистое дыхание. И заключение – «в таком возрасте, в таком состоянии мы не имеем права госпитализировать. С ним никто не будет заниматься. А ваш военный госпиталь тем более. Решайте. Но двигать его опасно». Я спустился на этаж ниже. Попросить соседей, если вдруг придется везти, чтобы помогли. Есть еще отзывчивые люди. И вот мне они говорят: «Если все так безнадежно, то зачем мучить! Умирать лучше дома." Так и Пушкин говорил. Решили ждать. Позвонили Е.(брату жены), чтобы приехал. Говорит, будет в пять. Надо чем-либо заняться.

8 мая 1998 года

Дед умер.*  Я был за столом, что-то делал. Вошла Р (жена) и каким-то дрожащим голосом попросила взглянуть. Подошёл.  Оборвалась полоса жизни. Дед не дышит, и вдруг что-то в нем задвигалось. Попытался сделать ему искусственное дыхание. Напрасно. Последний выдох. Лицо мгновенно стало желтеть.  Сил оставалось мало, а все хотелось помолодеть и жить, жить. Странный он был человек. Эгоист. Но обладал каким-то  врожденным чувством такта. После ссоры, через пять минут, готов идти на мировую. Жизнь его научила быть терпеливым, но до упрямства упорным. Свои затеи мог днями, месяцами проталкивать. Как говорят: «Не мытьем, так катаньем». Этим то и отравлял ближних. И все делал не прямо в лоб, а с какими-то своими хитрыми подходами, зигзагами. Переубедить его было невозможно. Такое упрямство просто взрывало ближних, и он оставался одиноким. Видимо, любил детей, но не знал, как с ними общаться. Не мог найти подхода. Дети не любят хитрости. Иногда острил, но его остроты всегда были направлены на собственную самозащиту и больше походили на сарказм.

А ведь жизнь моя прошла рядом с ним. Это полоса – 35 лет, если не больше. Иногда мне казалось, что это человек по-настоящему никого не любил, теперь я думаю, он просто не понимал людей, так как понятие было в нем самом:. «Я думаю так, чувствую так, почему вы нет? Такого быть не должно." Это и есть эгоизм. Теперь вот, сидя на кухне один, пытаюсь разобраться, понять.  Дед лежит в своей комнате под белой простыней. В голове – иконки. Он тих и мирен. Не верится, что больше с ним не придется общаться. Слышать его хитрые вопросы, за которыми скрыты его желания. Дед не будет надтреснутым голосом требовать посильной работы – гладить белье, чинить носки. Правда любая его деятельность всегда сопровождалась массой обслуги. То найди, то подай, то помоги. И не так прямо, а в обход с намеком: «Куда же вы дели иглу, вчера вы что-то включали, вот розетка и не работает и т. д. и т. п.» и приходится делать то, что он мог прямо сказать: «найди, включи, помоги, подвинь, убери».

 Переубедить было невозможно. И только в последние годы, когда все в стране стало с ног на голову, стал критичен. Помню, как 25 лет тому назад как-то меня спросил: «Что это ты все церкви рисуешь так часто?» «Дед, это же архитектура!»  Но советская пропаганда крепко вбила ему в голову – церковь-обман, религия – опиум для народа. И вот в последние годы я стал замечать за ним разительные перемены. На Пасху он стал христосоваться безо всякой иронии.

 

 

 

* Об отце жены Юрий Георгиевич написал стихотворение "Тесть".  Почему-то первое впечатление об этом человеке - картина американского художника Гранта Вуда "Портрет фермеров".  Тесть был таким же - ухоженным и розовощеким.

 

 

Все картины, представленные вашему вниманию, принадлежат Л.Н.Архиповой(Голиковой), А.Ю.Чистякову, Б.Г.Чистякову, Л.Ю.Скворцовой(Шапкиной), Н.Ю.Скворцовой (Коротких), А.А.Чистяковой, С.М.Бани. Фотографии из семейного архива Чистякова А.Ю., и Архиповых-Голиковых. Дневники и письма: М.А.Пожарская, А.М.Пожарская, Т.Г.Ермакова (Чистякова), Е..А.Голикова (Чипизубова)  Сканирование, цифровая обработка, текст от автора, разработка идеи сайта и его осуществление - Чистяков А.Ю. Видео Байкала снято благодаря брату Андрею Голикову на Байкале в 2016 году. Перепечатка текста (частично или полностью), воспроизведение фотографий, картин  запрещена.

2017- 2018 © Андрей Юрьевич Чистяков All rights reserved  e-mail: qucandy7@yandex.ru