Скульптура

 

Три скульптора, с которыми работал отец - братья Артамоновы Валентин и Владимир и Аксенов Владимир Афанасьевич.  Мастерская Владимира была оборудована сауной. Там он отдыхал и развлекался. Она мало походила на место, где творят, скорее на гараж для роскошного белого Mercedes-Benz 540K Special Roadster 1939 г. румынского короля Михая I, а затем по словам Артамонова, перешедшего к жене Адольфа Гитлера - Еве Браун.

Да и сам Владимир мало напоминал скульптора.  На шее пижонский шелковый шарф, заправленный в приталенную тоже шелковую рубаху, темные очки в дорогой импортной оправе и ...  выбитый впереди зуб.

Матушка его люто ненавидела, потому, что он постоянно обманывал отца в денежных расчетах. Впрочем, Раиса (вторая жена) испытывала к Владимиру такие же чувства.

-Я не хочу его приглашать на поминки твоего отца, надеюсь, ты не против?-

Валентин и Владимир Афанасьевич занимали  здание в Малом Власьевском переулке, который спускался к Арбату. Одноэтажный дом был разделен на две части - одна принадлежала Артамонову, вторая Аксенову. Рядом располагалось церковное министерство иностранных дел. Валентин занимался, в основном, барельефами и плакетками, которые Владимир Афанасьевич ласково называл "ватрушки".

-  Валентин опять разродился новой ватрушкой!- сообщал нам Аксенов в очередной приход.

С братьями Артамоновыми был сделан памятник полководцу Суворову в Тирасполе.

Монтаж памятника Авицене в Ташкенте в сквере республиканского Хирургического центра имени академика Вахидова. Аксенов В.А. в белой майке

За Суворова отец получил Золотую медаль имени Е. В. Вучетича. Работать с ним было легко, он не только занимался архитектурными вопросами, но и разрабатывал идею вплоть до деталей памятника с различных ракурсов, выполняя львинную долю работы скульптора. Оставалось лепить с готовых нарисованных листов. С Артамоновым-- я познакомился как раз в тот момент, когда они готовились делать памятник Эрнсту Тельману. Команда из скульпторов и архитектора уже была укомплектована, деньги мысленно распределены между участниками, а соображения о том,  что и как делать в голову не приходили.

- Юра, помоги! Горим! Тельман получается скучным и каким-то дубовым!  Я включу тебя в состав авторов!- приставал Артамонов к отцу на нашей встрече. И  уболтал, отец согласился и сделал несколько вариантов памятника за неделю. Понравился один - Тельман с поднятой рукой - "Рот Фронт". Приветствие немецких коммунистов - поднятая в полусгибе рука на уровне глаз с повёрнутым от себя сжатым кулаком. Артамонов пропал, а еще через несколько месяцев встретил отца со скорбным выражением на лице.

-Юра, эти сволочи наотрез отказались включать тебя в авторы! Но не волнуйся, я тебе заплачу!-

И конечно заплатил по отработанной за годы схеме облапошивания простака Юры Чистякова...

 

Мастерская Аксенова удивляла большим количеством работ. Перед входом  стояли три мраморных бюста русских патриархов, среди которых особенно выделялся Пимен. На полках были расставлены бюсты, статуэтки, висели посмертные маски Пушкина и Маяковского, картины... Напротив двери - длинный стол, рядом  камин. Огромный резной старинный буфет и большой аквариум. Были времена, когда в мастерскую к Аксенову приходили  музыканты, актеры,  Общались, обменивались мнениями, впечатлениями о выставках, спектаклях. Хозяин был приветливым и хлебосольным...

     Самой примечательной совместной работой стал памятник Авицене в Ташкенте.  Отец участвовал анонимно, так как был назначен "местный архитектор". В те времена участие национального скульптора или архитектора было обязательным условием. Памятник был открыт в 1980 году, когда мир праздновал тысячелетие со дня рождения Абу али ибн Сины. Небольшой макет памятника стоял в мастерской скульптора, а рядом гипсовая голова великого медика. Я удивлялся "непохожести" памятника всему тому, что делали в те времена, он выглядит по-настоящему  торжественным, парадным. Отец иногда ворчал, что Аксенов уж слишком "зализал" голову Авицены, но мне эта зализанность а ля "римская скульптура" нравилась.

     Владимир Афанасьевич - невысокий,  с сильными большими руками и крупными чертами лица,  напоминал художника Пабло Пикассо.  Умница, великолепный рассказчик, прекрасно знал историю искусств.

-Что же ты Тихона опять полируешь? Не надоело?- бурчал отец

-Еще чуть-чуть!-

- Да куда еще чуть-чуть, скоро совсем будет выглядеть как леденец!-

- Андрей, будь судьей! Тебе нравится?-

-Нравится, Владимир Афанасьевич!-

- Видишь, Юра, устами младенца, как говорится! Что твой отец ко мне пристал?- шутил Аксенов.

- Завидует, Владимир Афанасьевич!-

     Здесь работа строилась иначе, нежели с Артамоновым. Они вместе обсуждали варианты по наброскам отца. Аксенов брал несколько дней на то, чтобы вылепить макет будущего памятника. Во время следующей встречи макет пытались довести до ума, ругались и тут же вносили изменения, а иногда просто бросали уже сделанное и начинали все заново. Отец нередко  лепил сам то, что хотел увидеть. Этот процесс повторялся несколько раз. В спорах они приходили к общему знаменателю. Отец отдыхал в мастерской душой, оттаивал. В тайне завидовал "свободе" Аксенова. Владимир Афанасьевич жил постоянно здесь, рядом со своими скульптурами, изредка совершая набеги домой. В лихие годы перестройки  объявились мнимые наследники  Танеева, которые утверждали, что это старое одноэтажное здание было собственностью композитора. Началась бесконечная тяжба. Комиссии сменяли друг друга со сверхзвуковой скоростью . Чтобы как-то защититься от пройдох Аксенов вылепил  большой бюст Путина, поставил его напротив входа и каждой новой комиссии жаловался на то, что ему мешают выполнить государственный заказ...

     Когда отца хоронили, стоявший рядом Владимир Афанасьевич очень тихо сказал: "Юра, Юра, что ты наделал! Как же я теперь без тебя..."

Я приходил к нему еще несколько раз. Он замкнулся, помрачнел. Некогда шумная мастерская опустела. Исчезли даже многочисленные беспризорные коты, которых он подкармливал.  На столе среди книг, газет и журналов он отыскал по моей просьбе две старые измятые разорванные черно-белые фотографии Авицены со следами то ли масла, то ли кофе. Я подправил их, добавил цвет, распечатал и вернул хозяину.

-Роскошно!- похвалил Аксенов. -Хочешь я тебе за это подарю Ахматову? Я вылепил ее  профиль? Бери, с уважением! А бюст Высоцкого я тебе дарил?-

-Знаешь, я здесь гулял по Арбату и увидел среди матрешек, платков и прочей сувенирной дребедени бюст Ленина. Я его лепил лет двадцать назад! И вот пришло народное признание!- с горечью добавил он.

Я долго не был у Владимира Афанасьевича. В следующий раз, когда я пришел, дверь была заколочена, а сам дом покрыт зеленой ремонтной сеткой. Сейчас на этом месте стоит многоэтажка..

 

История получила печальное продолжение. В июне 2018 года я запустил сайт, а через несколько дней на мою почту пришло письмо , в котором меня расспрашивали о судьбе Владимира Афанасьевича. Я перезвонил по указанному в е-мэйле телефону . Милый женский голос сообщил мне, что это - жена друга Аксенова, который к тому же знал и отца. Помогал им с  заказами. Так иногда случается в жизни - заболел человек, потом перед глазами понеслась чехарда дней, все закрутилось, и вот уже потеряна связь. Через недели две еще один звонок. Они нашли Владимира Афанасьевича. Он сильно болел, отказала память, перестал узнавать  родных. В следующей смске с их телефона мне сообщили, что Аксенов скончался. Светлая Вам память, удивительный скульптор, настоящий человек эпохи Возрождения и прекрасный друг!

 

О масштабах работ со скульпторами можно судить по следующим записям в дневнике Чистякова Ю.Г.:

Работы 1985-1987 года

1) 1986 год -Конкурс памятника Тельману. 2 тура Рекомендован к осуществлению (скульптор Артамонов)

2) 1986 год - Международный конкурс на памятник Индире Ганди. (результаты не объявлены) совместно со скульптором Аксеновым.

3) 1986 год - Работа над памятником Владимиру-святителю к 1000-летию крещения Руси. Одобрен Синодом.

4) 1985 год - Пьедесталы для бюстов патриархов Пимена, Тихона, Алексия для нового здания митрополита. Приняты и одобрены Пименом

5) 1986 год - Проект памятника Владимиру-Святителю в Аргентине. (совместно со скульптором Аксеновым. Принят к исполнению).

6) 1987 год - Конкурс на мемориальную доску Высоцкому и Шукшину, объявленный Одесской киностудией (совместно с Аксеновым)

7) 1986 год - Проект памятника Михаилу Калинину в колхозе имени Калинина Владимирской области (Киржач) совместно с Аксеновым

8) 1986-1987г - Проект памятника-бюста дважды герою социалистического труда председателю колхоза "Победа" В. Резникову (заказ Министерства культуры СССР)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Открытие памятника Тельману. М.С.Горбачев у микрофона. 7 слева -Валентин Артамонов.

В мастерской. В.А.Аксенов справа, А.Ю.Чистков слева.

 

По часовой стрелке:  памятник Михаилу Калинину в колхозе имени Калинина Владимирской области (Киржач), памятник русскому хоровому дирижеру, народному артисту СССР Свешникову, памятник-бюст дважды герою социалистического труда председателю колхоза "Победа" В. Резникову.

 

 

 

Все картины, представленные вашему вниманию, принадлежат Л.Н.Архиповой(Голиковой), А.Ю.Чистякову, Б.Г.Чистякову, Л.Ю.Скворцовой(Шапкиной), Н.Ю.Скворцовой (Коротких), А.А.Чистяковой, С.М.Бани. Фотографии из семейного архива Чистякова А.Ю., и Архиповых-Голиковых. Дневники и письма: М.А.Пожарская, А.М.Пожарская, Т.Г.Ермакова (Чистякова), Е..А.Голикова (Чипизубова)  Сканирование, цифровая обработка, текст от автора, разработка идеи сайта и его осуществление - Чистяков А.Ю. Видео Байкала снято благодаря брату Андрею Голикову на Байкале в 2016 году. Перепечатка текста (частично или полностью), воспроизведение фотографий, картин  запрещена.

2017- 2018 © Андрей Юрьевич Чистяков All rights reserved  e-mail: qucandy7@yandex.ru