"Рисуй целый день, нет, ты рисуй и молчи: когда нарисуешь, тогда и говори об искусстве" М.А.Врубель

Предисловие ко второму изданию.

Во 2-ой редакции , учитывая прошлые замечания, я переформатировал сайт, поставив его обратно с головы на ноги – перенес биографические данные в начало. Для удобства просмотра - названия картин находятся над их изображениями. Расширилась  глава «Работы», теперь там добавлены воспоминания о поездке в Улан-Удэ в 2018 году. Здесь же - рисунки отца художника -Чистякова Г.С.  как подтверждение истины, записанной в Нагорной проповеди: - «Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые…» В «Работах» появился новый раздел «Котокель», оформленный  альбомом. На  8 страниц выросла глава «Дневники» . И совсем новая глава  сайта - «Письма». В графическую часть  добавлено порядка 200 рисунков, набросков карандашом, фотографий. Дневники сопровождаются короткими, но важными комментариями. Проделанная работа позволяет полнее понять истоки творчества и характер художника – Чистякова Юрия Георгиевича.

 

Давно и очень долго собирался сделать сайт об отце. Никак не получалось - то времени нет, то болел, то появлялась еще какая-нибудь причина. Наконец, сбылось...

Я попытаюсь рассказать все, что помню. Вы сможете прочитать  стихи, выдержки из дневников, писем, посмотреть картины. Большая часть  представленных здесь работ, была нарисована в период  становления Ю.Г. Чистякова как художника - до поступления, во время учебы в институте, после окончания МАРХИ, во время жизни  с моей мамой - Пожарской Маргаритой Александровной. Исключения составляют подарки отца на дни рождения мне и внучке Насте,  матушке, родным и близким  иркутянам и улан-удэнцам , выполненные  значительно позднее. Информация на сайте  будет обновляться - слишком много материала, но я планирую довести дело до конца...

 

 Картины хранились  на антресолях в трех больших папках. Время от времени матушка меняла  экспозиции  на стенах  наших крохотных комнатушек   в Останкино. Тогда мы доставали папки и рассматривали их содержимое...

Во времена хрущевской оттепели отец с головой погрузился в  иллюстрацию книг. Еще одно увлечение - карикатуры - их печатали на последней странице журнала  "Огонек" рядом с кроссвордами. Не скажу, чтобы они были очень смешными, но за них платили денежку, которой нам постоянно не хватало.   То отец болел туберкулезом, то я измучил родителей бесконечным гриппом и кашлем. Какие финансы у тогдашних студентов!

Отец с удовольствием ходил в редакцию "Огонька", там можно было показать свои  работы , посоветоваться с известными художниками.  Верейский,     Бирштейн, Мельников , Климашин   считали за честь печататься на страницах журнала.   До Москвы было далеко, а тираж "Огонька" - 1млн позволял показать самое интересное нашим гражданам от Камчатки до Бреста. Как-то отец пришел окрыленный, один из гуру советской живописи   просмотрел папку с рисунками и похвалил: "Слава богу, теперь я спокоен, могу умирать с чистым сердцем - есть кому поднимать советскую графику!"

Отец постоянно экспериментировал. Смешивал акварель с темперой, или мог в масляный рисунок добавить тушь. Гравюра на линолеуме сменялась пастельным рисунком, акварелью, аппликацией из черной фотобумаги. Помню его картинки  из одной непрерывной линии или рисунок, выполненный, наклеенной по карандашному контуру толстой черной нитью. Это было интересно и забавно, но впоследствии сыграло злую шутку. Подбирая колер для очередной серии  рисунков, отец использовал вместо  красок йод и зеленку из аптеки. Через несколько лет йод выветрился, изображения исчезли, и вместо графики я с удивлением рассматривал пустые ватманские листы...

Потом отец ушел к другой женщине,  у которой хранится и потихоньку распродается то, что он нарисовал после нас с мамой- в другой жизни. Но это совсем иная история.

В СССР выходило множество фильмов, в которых режиссеры показывали процесс творчества, будь то литература, живопись или музыка в виде одного и того же действа. Сидит, например, Александр Сергеевич Пушкин. Задумался. Поднял голову к потолку и вдруг... На лице его улыбка - муза посетила. Он быстро, с внутренним упоением записывает строки, пришедшие к нему с потолка... Или за фортепьяно композитор Глинка, Чайковский, Римский-Корсаков медленно бьет пальцем по клавише. Творческий процесс встал. Потом поднял голову к потолку... И спустилась на него благодать в виде строчек, которые он записывает в нотную тетрадь...

В одну из достаточно редких наших встреч я спросил отца: "Как ты  рисуешь, откуда приходит идея картины?  Озарение, поднимаешь голову к потолку?" Я пытался понять те химические процессы, которые происходят в человеке, когда он творит, думает, делает открытия.

- Просто выбираю тему,  представляю себе изображение, а дальше дело рук, которые за долгие часы упражнений кое-чему научились. Есть непреложные законы рисунка, которые нельзя нарушать, например, витрувианский человек, "золотое сечение".  Иногда делаю эскиз, рядом пишу какие цвета.-

- И все?-

-Все!-

- А как же разработка концепции?-

- Помнишь  у Тургенева?  "Друг мой Аркадий, не говори красиво..."  Это все чушь! Концепции, стратегии в живописи. Выслушав весь этот бред,  человек без собственной точки зрения и знаний думает: "Он видит то, что  не вижу я! Какой он - умный и как тонко понимает искусство!"

-На самом деле за словесным поносом - пустота-.

-Зачем тогда критики это придумали?-

- Одни, чтобы покрасоваться, другие  заработать, а третьи  - карандаша в руке не держали, прямую линию провести не могут, а присосутся к художнику  как клопы, и живут его работами. И такое бывает!   Как правило, это пустые люди, которые высасывают из пальца всякую ерунду!-

- А как же талант? Идеи с неба падают, как груши в осеннем саду?-

- Талант - это прежде всего адский повседневный труд. Лучше всего об этом написал Николай Заболоцкий-

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

 

Я не хочу выдумывать лишнее, многозначительно кивать головой, надувать щеки, приводить притянутые за уши стихотворения и туманные философские пассажи, поэтому рассуждения об экспрессивной кисти художника оставляю другим. Конечно, определенные моменты будут носить частную, субъективную оценку, но в целом предполагаю обойтись констатацией, особенно, в названиях картин и их оценке.

Странная вещь - память, что-то большое, особенно плохое, может стираться, уходить на дальние полки воспоминаний, а пустяк откладывается на всю жизнь. Но стоит потянуть за эту ниточку и клубок прошедших дней начинает, все  быстрее и быстрее разматываться.

Отчетливо помню морозный день, когда,  приехавшая в Москву в командировку сестра бабушки Фроси - Любовь Касьяновна,  купила веточку с мандаринами. Диковинный фрукт в начале 60-х! - Ну что, Ритка, тра-та-та. (Тра-та-та заменяют крепкие русские слова и идиоматические выражения, которыми она щедро пересыпала речь. И никто не обижался, потому, что звучали они у нее на редкость органично).  "Отдашь Андрюшеньке, подарок от сибирской бабушки!"

Думаю, что каждому человеку Господь отмеряет количество любви, тепла, внимания на всю жизнь одной порцией. У меня почти вся эта порция пришлась на период детства и общения с моими сибиряками. Наверное поэтому сейчас она сжалась до кусочка шагреневой кожи. Прошу прощения за отступление, продолжаю...

 Тогда я впервые в жизни увидел мандарины из Батуми, других просто не было. Отец задумчиво ходил, примерялся, как  лучше расположить натуру, нервно курил, долго расстилал скатерть в синюю полоску, в нескольких местах прожженную сигаретой во время бессонных рабочих ночей..

- Да хватит уже, Юра, неделю топчешься вокруг да около!- не выдержала матушка.

- Отдай ребенку! Уже все листочки на ветке завяли!-

Отец улыбнулся, загасил бычок и сел рисовать...

Или натюрморт с астрами в хрустальной вазочке на фоне окна. Позднее матушка решила  помыть вазу с содой, чтобы она ярче блестела на солнце,  налила в тазик для мытья горячую воду... Как же горько она плакала, когда доставала, лопнувшие по периметру рисунка осколки хрусталя. (Оказывается хрусталь трескается от горячей воды!) Чистяков Юрий Георгиевич  об искусстве.

 

 

Первая работа Юры Чистякова  - копия картины И. Шишкина и К. Савицкого "Утро в сосновом лесу" 1942 год

 

 

 

Все картины, представленные вашему вниманию, принадлежат Л.Н.Архиповой(Голиковой), А.Ю.Чистякову, Б.Г.Чистякову, Л.Ю.Скворцовой(Шапкиной), Н.Ю.Скворцовой (Коротких), А.А.Чистяковой, С.Бани. Фотографии из семейного архива Чистякова А.Ю., и Архиповых-Голиковых. Дневники и письма: М.А.Пожарская, А.М.Пожарская, Т.Г.Ермакова (Чистякова), Е..А.Голикова (Чипизубова)  Сканирование, цифровая обработка, текст от автора, разработка идеи сайта и его осуществление - Чистяков А.Ю. Видео Байкала снято благодаря брату Андрею Голикову на Байкале в 2016 году. Перепечатка текста (частично или полностью), воспроизведение фотографий, картин  запрещена.

2017- 2018 © Андрей Юрьевич Чистяков All rights reserved  e-mail: qucandy7@yandex.ru