Осколки (часть 1)

1991 - год Козы, 1992 -год Обезьяны, о памятнике Шаляпину, о Ницше, художники Савинов, Шилов, Самохвалов, Делакруа

1991 год. Год козы

И оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, на труд, которым трудился я делая их: и вот - все суета и томление духа, и нет от них пользы под солнцем.

Книга Эккслезиаста

Кончается трудовое рабство, начинается пенсионная нищета

 

Рубикон перешел,

Годы сжались шагреневой кожей,

Больше в жизни терял,

Меньше в жизни нашел

И воротит от собственной рожи...

 

Капризной моде угодить спешат красавицы бараков

И не жалея краски лаков свою природу изменить

 

 1992 год. Год обезьяны

Год шустрых, наглых вороватых

Но вряд ли страшных,

потому как трусливых

Что принесет этот год? Политиков или подлецов?

Инфаркт 4.11.92

 

 

Не верю пророкам,

Кто старость, как благость

воспринял в конце пути,

Как тихую гавань для тела и духа,

Где можно покой обрести!

Не верю, не верю!

 

1993 год. Год черного петуха

Летят годы, жизнь короче и короче. вчера 29 января умер Юра Скворцов*. Как страшно. Физически чувствую, как уходит жизнь. Тяжко, страшно, больно. Болит, ноет душа

 

1994 год

Опять тяжелая утрата 31 января 94года навсегда ушла Алла. Моя дорогая, тихая, умная, скромная, красивая, добрая сестренка. Сердце  мое всегда за нее в печали. Грустно и тяжело. Никогда, никогда я больше не встречусь с ее такой странной, тихой улыбкой. Не встречу ее взгляд больших, печальных глаз. Беспощадная жизнь! Короткая и безжалостная. Память ей, память! Боже, дай душе ее покой и счастье.

 

31 декабря 1997г.

     Поговорка "Из двух зол выбирают меньшее" бытует в России Правда, и выбирать не из чего. Охаянный, оплеванный современными демократами социализм изобрел систему железного занавеса. Сегодня при демократах действует система железных дверей. Вот вам и выбор - мир железного занавеса или мир железных дверей в каждой квартире. Вряд ли найдется на земном шаре место, где люди прячутся за бронированными дверьми! Дожили!

1 января 1998

     Первое число Нового года. Сколько блокнотов исписано моими руками, и каждый раз мне хотелось зафиксировать каждый день года. Создать хотя бы на бумаге "мой год"- сомнений, удач  и лишений И вот я стар. Но то же желание. И наверное,. знаю не хватит терпения. Этот год сольется как те за мной 67 лет в одно долгое и такое короткое время - не то жизни, не то сна. Они слепятся в одно целое, оставив только искры каких-то воспоминаний, чем, впрочем я и жив.

     Сегодня первое число. Уже вечер. Ночью 31 пал снег. Влажный и цепкий, он лег на ветви лип за окном. Сегодня я нарисовал акварель "Зима". Эту фантастику перламутровую голубую сказку. Как всегда не доволен. И не то, и не так. Тронуть дважды не хочу. Знаю, всегда при этом что-то ускользнет. Звонил в Иркутск. Поговорил с сестрой. Слава богу! Там более-менее все в порядке. Андрей не звонил. Видимо, я далек от него.

Грустно на душе.

   А в мире все по-прежнему. По телевизору фальшивая новогодняя радость. Безголосые певцы и эти дурацкие полу русские шоу.

     В метро рванули бомбу. Нашли место - Третьяковская (метро). Значит продолжает звереть народ. Президент берет отпуск на две недели. Это по опыту его прошедшего правления - ждите сюрприза. Экономисты, банкиры сегодня уже говорят не о том, что народ заденет деноминация денег, как это было целые месяцы перед этим, а то, что цены в связи с их деноминацией в январе не поднимутся. Значит впереди - окаянные дни.

2 января

     Сегодня второе число. День уже на ущербе. Проснулся поздно. Есть желание что-либо сделать. А что не знаю. Написал небольшую акварель "Сокольники, март" Было это год назад. Пошли с Раисой в Сокольнический парк. И на одной из аллей присели, поговорили. День стоял ясный, бирюзовый. Березы отсвечивали теплыми бликами солнца. Тишина. Сделал карандашный набросок. А вот теперь дал ему цвет. Дома тихо и тепло. Какая-то лень обвязала меня путами. Достал старые тетради. Перечитал и вспомнил свою такую далекую и волнующую до сих пор Родину.

26 января

     Роюсь в старых блокнотах. И вот наткнулся на далекие дни. Когда Андрею было всего 8 лет. В  этом году ему уже 43 года. Время скользнуло и пронеслось Остались его стихи тех далеких, далеких дней. Писал он это на каких-то обрывках и прятал. Нашла Рита. Жалко, что все так коротко кончилось. Не нашло продолжения. Тут и моя вина.

6 февраля

      Прошел, пролетел январь. Что сделал? Дом на листах ватмана. Композиционные рисунки памятника Окуджаве.  Артамонов и Аксенов ждут конкурса. Сделал вариантов пять. Два вылепили втроем. Более удачный - стоящий с гитарой. Искал характер в его фигуре. Хотелось сделать не столько поэта и барда, а просто интеллектуала, интеллигента, ранимого человека. Гитара здесь не причал. Идущий, очень характерный, но слегка шаржированный. Аксенов все стонет: "ну что он такой болезный? Обидятся родственники!" Третьего надо лепить по рисунку. Он мне кажется, самое то. Просто стоит, скрестив руки. Задумчиво смотрит на мир. На суетливом Арбате это, наверное, подойдет более, чем те два варианта. Сделал небольшие эскизы памятника Шаляпину. Надвигается его юбилей и в Казани решили воздвигнуть ему монумент на существующем пьедестале. Наши российские города характерны в своем подходе "подешевле". Так в Костроме на необъятном пьедестале памяти 300-летия дома Романовых водрузили фигуру Ленина с вытянутой рукой в сторону городской тюрьмы

      И танцует эта нелепая фигура на фундаменте Романовых. Из двух вариантов, вылепленных Аксеновым, наиболее удачна полуфигура с характерным жестом шаляпинским. Несколько, артистичным, но более жеманным поворотом головы. Аксенов в благодарность подарил мне небольшой гипсовый слепок гудоновского Мольера.

     Были в гостях у А.Стасюка. Он долго упрашивал нас на ответный визит. Посмотрел его работы и работы дочери. У Саши есть прекрасные акварели Севера. Это чисто акварельная прозрачная живопись с хорошим колоритом. Дочка - молодец для студентки 3-го курса Строгановки, работы очень хорошие.

14 февраля.

    Утро. День серенький со свинцовым оттенком. Что небо, что снег. Деревья - паутина серо-рыжих сучьев. Всю ночь снились какие-то значки. Особенно один - не то бык, не то буйвол.

     Стал трудно засыпать. Читаю часов до 2-3. В 4 часа ночи каждый раз просыпаюсь. Какая-то неведомая сила ровно в 4 заставляет проснуться. И опять читаю часов до 6. И уж потом приходит сон. Перед этим лежу с закрытыми глазами минут 5. Научился смотреть "в себя". Интересное состояние. Возникают какие-то отчетливые образы, они как кадры в ускоренной съемке. Мелькают, мелькают. Иногда мне кажется, я начинаю видеть комнату с закрытыми глазами. Книжные шкафы, белый потолок, раму картины на стене. Открываю глаза - черно, ночь. С начала января прочитал Ницше первый том (2 тома мне подарил Андрей). Был несколько удивлен. Нам всегда его философию представляли как "античеловеческую", с ориентацией на сверхчеловека с исключением общественного начала. Но вот удивительно - у него есть сильные стихи афоризмы, построенные на человеческих эмоциях. Простой пример:

"Рассказчик"

Кто что-либо рассказывает, у того легко можно подметить, рассказывает ли он потому, что его интересует факт, или потому, что он хочет заинтересовать своим рассказом. В последнем случае он будет преувеличивать, употреблять превосходные степени и т.п. Тогда он обыкновенно рассказывает хуже, так как думает не столько о деле, сколько о себе...

или "Художник реалист".

"Во всем природе верность сохранять!"-таки во всем? Да, но с чего начать? Природа - бесконечность и искус!-

Он, наконец, на свой рисует вкус,

И, значит то, что можно срисовать!".

О течении времени (длине дня) он говорит, что, когда у тебя есть многое, что вложить, у дня найдется сотня карманов. Но вот, что удивительно, - в самом деле, ждать от сверхчеловека таких сентенций как то, что просыпаясь каждое утро думай о том, как принести хотя бы одному человеку немного счастья.

Вот тебе и "сверхчеловек"!

 

    Заново прочел и внимательно изучил томик о замечательном человеке, учителе, художнике Савинове. Великолепная живопись! Удивительные портреты. Виртуозные рисунки, эскизы к полотнам. Он не только передает психологию натуры в конструкции и построении, но и цветом. Цвет не локальный, а собранный из всех огней радуги. Невольно сравниваешь нашего сегодняшнего, обласканного Шилова с мастером Савиновым. У первого - сухое, отточенное ремесло барских, доморощенных художников ушедших веков; у Савинова - душа. Портреты можно бесконечно рассматривать, и каждый раз находить новое, они живут. Парсуны Шилова, как маски и слепки, снятые скульптором с умершего. Да, это более или менее узнаваемая копия конкретного человека, а души нет.

     Прочел книгу о Самохвалове, советском художнике, которого многие, вероятно знают только по одной вещи - "Девушка в футболке" Какое-то странное чувство, сложилось о нем, как о человеке, так и художнике.. Да, у него есть собственное лицо, как живописца. Но работы какие-то неровные. Во многих налет примитивизма, особенно ранних. Иллюстрации к "Истории одного города" (Салтыкова-Щедрина), отмеченные премиями не понравились, кроме "Аленки". Есть в них какая-то шаржированность конторских советских стенгазет. Интересны по композиции и графике Самарканндские рисунки. Но тут, вероятно, не без влияния Петрова-Водкина, с которым от тогда путешествовал. Тем не менее, наверное, он - личность, внесшая вклад свой, индивидуальный, узнаваемый в советское искусство...

Сделал несколько рисунков к русским приметам и нарисовал два варианта к обложке, которую просил друг Артамонова. Это можно назвать раздумьем перед дуэлью.

 

Прочитал книжицу-путеводитель «Абрамцево». Всю историю этого замечательного места – и Аксаковскую, и Мамонтовскую. Захотелось прочесть Аксакова «Записки ружейного охотника», "Рассказы и воспоминания охотника о разных охотах", съездить в Абрамцево, этот богом отмеченный русский уголок творчества.

 

Вновь перечитал дневники Делакруа. Удивительно описание палитры под тот или иной сюжет. Мне так и остались непонятны смеси красок и сами краски, из которых он составлял палитру. Что интересно, так это его рабочий график. Каждому времени – свой художник. Может быть, его романтизм созвучен душе его современников, но сегодня он кажется наивным. Все его тигры, львы, женщины с попугаем на голове и даже «Резня на Хиосе»… Это не столько резня, сколько красивая постановка из статистов. А вот легкие рисунки к дневникам – замечательны! Весь дневник пропитан красками, тонами, оттенками. Вот пример: «Очень прозрачный коричневый, полутемный, очень полезный: сиена натуральная и изумрудно-зеленый с камедью и киноварью. Более светлый коричневый, соломенного оттенка – примешать к предыдущему кобальт камедь и белила (светлый розовато-лиловый). Коричнево-желтый светлый, прозрачный – из изумрудно-зеленого, желтого цинка с прибавлением прозрачно-оранжевого из кадмия, резеды, киновари – последняя доминирует… И так далее, и тому подобное. Я впервые встретил художника, который так скрупулёзно разбирал и фиксировал свою палитру разумом, а не глазом и чувством. При всем этом колорит его картин мне кажется серым и малоцветным, особенно во всем известной картине «Свобода ведет народ». Какой то пыльный налет и жухлость. Может быть, от времени (все же 1830 г), а может быть от элитной технологии бесконечного поиска смешения красок.

 

* Юра Скворцов - муж сестры Галины. Умница и оптимист. Балагур, весельчак, душа любой компании. Очень добрый человек, хлебосольный хозяин и неизменный участник  охоты.

** Рисунки на странице взяты из путевого альбома Ю.Г.Чистякова, и из дневников художника.

 

 

Все картины, представленные вашему вниманию, принадлежат Л.Н.Архиповой(Голиковой), А.Ю.Чистякову, Б.Г.Чистякову, Л.Ю.Скворцовой(Шапкиной), Н.Ю.Скворцовой (Коротких), А.А.Чистяковой, С.Бани. Фотографии из семейного архива Чистякова А.Ю., и Архиповых-Голиковых. Дневники и письма: М.А.Пожарская, А.М.Пожарская, Т.Г.Ермакова (Чистякова), Е..А.Голикова (Чипизубова)  Сканирование, цифровая обработка, текст от автора, разработка идеи сайта и его осуществление - Чистяков А.Ю. Видео Байкала снято благодаря брату Андрею Голикову на Байкале в 2016 году. Перепечатка текста (частично или полностью), воспроизведение фотографий, картин  запрещена.

2017- 2018 © Андрей Юрьевич Чистяков All rights reserved  e-mail: qucandy7@yandex.ru