В мастерской

В.А. Аксенова

 

   Каждый месяц компания, где я разместил сайт, присылает мне отчет о количестве посетителей. Народа немного, но что меня удивляет, что страница о скульптуре пользуется неизменной популярностью. После письма Ольги Владимировны - дочери скульптора Аксенова, я решил добавить страничку о той атмосфере, которая царила в мастерской Владимира Афанасьевича. В жизни любого человека многое зависит от того, кто находится рядом, тем более, если в семейной жизни все сложно.

    Друг поможет в тяжелую минуту, поддержит. Это – человек, с которым много общих интересов, точек соприкосновения.

Первый раз отец взял меня с собой к Аксенову случайно. Думаю, матушка ему все мозги пропилила:  –Возьми Андрюшу, возьми Андрюшу!- Помню, как был огорошен, увидев мастерскую. Владимир Афанасьевич - спокойный, негромкий, без суеты,  с лучистыми улыбающимися глазами, произвел яркое, запоминающееся впечатление. О чем только они не говорили с отцом за столом, где рассматривали эскизы, лепили из пластилина макеты, обедали, пили чай и другие бодрящие напитки! Рядом в камине потрескивал огонь. Было как то по-особенному уютно и спокойно.

    Мастерская! Большой зал метров 100. У стены - огромный аквариум с экзотическими рыбами, старинный резной буфет с многочисленными ящичками и шкафчиками. Здесь же приютилась большая импортная магнитола.  Гипсовые головы на подоконнике длинного во всю стену окна. Колонна мраморных бюстов русских патриархов на высоких пьедесталах. Мрамор белый, как сахар, весь светился изнутри. Стена напротив входа в картинах, эскизах. Среди прочего посмертные маски Пушкина и Маяковского. Владимир       Афанасьевич сразу же подарил мне гипсовый бюст Высоцкого, в виде римского патриция.

-Бери, дарю!-

-Как дарю?- я был потрясен неслыханной щедростью.

    Изо всех известных мне скульптурных портретов Владимира Высоцкого этот был наиболее похожим на артиста. По словам отца памятник на кладбище первоначально хотели заказать у Аксенова, но вмешались родственники и его передали Рукавишникову. – Жалко, наш вариант был бы лучше!- сказал мой Юрий Георгиевич. В их проекте Высоцкий сидел на наклонной плоскости, обняв двумя руками гитару. Много позднее я узнал, что отец и Владимир Афанасьевич сделали памятные доски Высоцкого и Шукшина на Одесской киностудии. Со временем рядом с ними дирекция поставила памятник, где человек с бандитской челкой и, деревянными ногами развел в разные стороны руки. Вроде как собирается взлететь, но, бронзовые штаны, обтягивающие узкие девичьи бедра скульптуры, тянут вниз.

    Обидно, что многие задумки Аксенова - Чистякова так и остались нереализованными.

    Сгинули в небытие проекты памятников Сергею Есенину и художнику Сурикову. Помню, как они долго обсуждали, как «оживить» памятник Сурикову.

-Володя, давай за художником пристроим мольберт.-

-А что на мольберте, он же не может быть пустым?-

- Ничего! Вырежем внутри прямоугольник, через который будут видны дома и деревья. Они и станут картиной! Главное, чтобы не было высокого пьедестала. А еще можно повернуть художника лицом к мольберту, будет совсем необычно.-

-Юра! Ты гений!-

- Этого никто до нас не делал, должно получиться интересно-

    А как друзья переживали по поводу памятника Булату Окуджаве на Арбате! Победитель проходившего в несколько этапов конкурса был известен заранее.

-Володя! Зачем нам это надо? Рвать себе нервы! Когда мы в этом спектакле участвуем, мы только пачкаемся. Честнее просто сразу отдать работу, тому, кто нравится, а не устраивать показной демократический балаган!--

- У них семь пятниц на неделе, запросто могут переиграть и переназначить победителя!-

 

   Весною мы пришли в мастерскую на субботник

-Возьмем над Володей шефство!- сказал отец – иначе он никогда не выкинет мусор, не подметет полы!-

    Мы выносили во двор каркасы каких то скульптур, обломки застывшего гипса, старые журналы и газеты. Помыли пол у окна. Под ногами туда- сюда шмыгали коты. В мастерской их поселилось целое семейство. Днем они отсыпались, набирались сил, а ночью носились по Арбату, оглашая улицы истошными криками. Владимир Афанасьевич с улыбкой подливал им молока и нарезал докторскую колбаску...

-Вот этот – мордатый – самый голосистый, даже не пришел, а приполз котенком ко мне в мастерскую. Видишь, какой получился красавец!-

- Володя, а нельзя мне к тебе устроится котом, ты бы меня тоже кормил колбаской!-

- С удовольствием, только ты же не согласишься целыми днями есть эту отраву, в которой 90 процентов картона и сои!-

 

    А как Аксенов умел рассказывать! Записывай, публикуй и снимай по сюжетам комедийные фильмы!

    Однажды, Владимир Афанасьевич с улыбкой пересказал разговор с актером Сергеем Юрским. Сергей Юрьевич обратился к нему с просьбой – сделать с него небольшой медный бюстик.

- Приятно, когда стоит в книжном шкафу собственное изображение. Очень льстит самолюбию! Сделай Володя, я в долгу не останусь!-

-Да зачем тебе? Что за фантазия деньги зря тратить! Твой бюст давным-давно готов! Просто закажи себе копию! И тут я показываю ему... Андрей, подай вон ту книжку!-

    Я достал большой альбом с работами русских скульпторов.

 –Ты смотри, вылитый Юрский из фильма «Крепостная актриса»!- удивленно протянул отец. – Помнишь, он там гусара играл? Как ты это чудо нашел?-

--Люблю старых мастеров. У них есть чему поучиться!-

-Удивил! Честно, Володя, удивил!-

 

    Как то раз мы втроем отправились собирать грибы. Ехали долго, остановились в деревушке в старом, но крепком доме. Здесь Владимир Афанасьевич и поведал, каким образом он ему достался.

– Решил я проветриться сел в свою Волгу, поехал. Мимо мелькают поселки. Свернул на грунтовую дорогу. Я старался выбрать избу так, чтобы был лес, речка. Смотрю – вроде подходит. Местность живописная, деревня на взгорке, лес, домик бревенчатый стоит. Крепенький! Я в правление колхоза.

- Нахожу председателя. Что же у вас правление так убого оформлено? Это так вы выполняете постановления партии и правительства?Нехорошо, стыдно!-

    Председатель стал оправдываться – Средств не отпускают, что я могу….-

- Тогда я подвел его к своей Волге, открываю багажник… А там…

- Ящик водки?- спросил, улыбаясь отец

- Какой ты Юра приземленный!  У тебя, Андрей, отец – циник без капли  романтики!-

- Там моя старая плакетка с профилем вождя мирового пролетариата - Ильича. Я ее еще и бронзой покрыл, сверкает так, что в глазах рябит! Председатель, когда ее увидел, побледнел, руки затряслись. Эффект был как в «12 стульях» у людоедки Эллочки  при виде ситечка. Севшим от волнения голоса он прохрипел: –Давайте оформлять дом!- Владимир Афанасьевич рассмеялся. -С тех пор председателю поперло! Начальство его на руках носит. Премии, грамоты, доска почета...-

- Юра, посмотри, что я нашел на чердаке!- Мы прошли в избу, а там - на полу – перевязанные трухлявой веревкой черные доски. Все, что осталось от икон, пролежавших полвека под холодом и дождем в сарае.

-Как ты думаешь, можно с ними что-нибудь сделать?-

-Не знаю-

- Может почистить,  заново нанести левкас… Посмотри, на них есть порожек и сзади скреплены по всем правилам! Можно нарисовать новые иконы!-

- А это мысль, - задумчиво произнес отец. –Только липа, из которой делали доски – дерево мягкое, нежное. Смотри как по краям все сгнило! Рассыпается под пальцами!-

- Жалко!-

- Давай возьму пару досок, попробую дома!-

 

    Приятели сделали небольшой бронзовый бюст Пушкина, Александр Сергеевич весь в порыве, движении.

-А мы не очень заострили нос, подбородок? Посмотри на его посмертную маску она более мягкая! Знаешь, Володя, получилось как на его автопортрете. Помнишь, он пером сам себя нарисовал?-

- Говорят, что у некоторых людей после смерти лицо изменяется до неузнаваемости. Любая маска –  лицо в расслабленном состоянии. Впалость глаз и щек, заострение носа, легкое вдавливание висков, уголки рта опускаются и все морщины – на лбу и вокруг носа — разглаживаются. Я во время учебы много часов провел в анатомичке.-

- Наверное, ты прав. Я еще думаю, что скульптура должна не только быть похожей, но передавать характер, внутреннее содержание человека.-

- Лицо человека – отражение его внутренней сущности. Особенно в возрасте. Когда на нем отпечатались все жизненные коллизии. Разочарования опускают уголки губ, радость и смех и в уголках глаз – россыпь морщинок…-

- Посмотри на Пушкина. Бюстик маленький. Особых подробностей, похожестей  в нем не передашь, но спутать его с кем-то другим невозможно! И сразу видно, что он - борец, любит жизнь, женщин, человек восторженный, гуляка и дуэлянт… Как это получилось?  В чем секрет передачи характера, внутреннего мира?

 

    Один рассказ Владимира Афанасьевича о его знакомом дворнике я помню очень ясно.

- Представляешь, Юра, приехал парень из деревни в Москву после армии. Куда податься? Прописки московской нет, без нее никуда не принимают, вот и пошел Николай в дворники. Дали ему временно комнатешку в коммуналке и метлу с совком.

    Владимир Афанасьевич налил по рюмочке коньяка, они с отцом выпили, взяли по горячей вареной картофелине, густо посыпанной петрушкой и солью , сверху накрыли толстыми кусками докторской колбасы…

- Андрей, не стесняйся, наливай чай!-

- Ну и что дальше?-

- Николай стал образцовым дворником. Целый день на улице. Метет, не переставая, как маньяк. Все дороги на его участке в идеальном состоянии. Ни бумажки, ни соринки! Увидит, брошенную сигарету. Подойдет. – Нехорошо, товарищ, подберите окурок!- Прохожий, скрипя сердце, с кривой усмешкой подчиняется. Николай – парень крепкий с большими пудовыми кулаками. Говорит решительно и вежливо. Местные старушки души в нем не чаяли, особенно после того, как он стал разгонять алкоголиков. А то, бывало, усядутся на детской площадке с пивом и портвешком. Мат - перемат. Грязь, шум и унизительное состояние собственного бессилия перед здоровыми пьяными мужиками. Пару раз накостылял он самым активным алкашам, и хождение с бутылками по дворам прекратилось.

Владимир Афанасьевич повернулся к камину, размешал кочергой дрова, не спеша налил еще по одной рюмке.

-Андрей, ты не заснул? Бери бутерброд!-

- Володя, не тяни резину!-

-Здесь открылась еще одна черта нашего Николая. Дело в том, что служил он в армии в каких то частях, связанных с радио. Он разбирался в телевизорах, приемниках, кассетных магнитофонах, как бог!

-Ты же знаешь, Юра, какого качества у нас делают цветные телевизоры! Для мазохистов. Ремонт на ремонте. Я уже не говорю об импортной технике. Там хоть волком вой – никто не починит!-

-Владимир Афанасьевич, а мне он помочь сможет?-

-А что у тебя?-

-Головка на кассетном магнитофоне села. Нужно новую поставить, да где ее взять!-

-Хорошо, спрошу!- (Владимир Афанасьевич спросил, и Николай починил мне магнитолу Sharp).

- И? – с улыбкой спросил отец.

-Стал Николай старушкам бесплатно телевизоры чинить. Они вообще за него были готовы горло перегрызть! К этому времени Коля расширил свое влияние. Каждый день он наблюдал, какие товары завозят в соседний продовольственный и овощной магазины и знал, что у них должно было быть на прилавке назубок! Зайдет днем в магазин: –А где тот виноград, который вам привезли полтора часа назад?- Где колбаса финская салями?- Бедные директора боялись его как огня. Терпели, терпели, да ничего не могли сделать  - старушки мешали. Все эти бабушки были чьими то матерями, тещами, а народ на Фрунзенской жил богатый, со связями – военные, чекисты, разведчики…Тогда директора придумали хитрый план…

Владимир Афанасьевич выплеснул в ведро содержимое заварного чайника, высыпал в него полпачки хорошего индийского чая со слонами (со слонами он назывался потому, что на пачке, на фоне лимонно-желтого неба на слоне сидел индус). Залил в него кипяток.

-Володя, не томи!- взмолился отец.

-Накатали директора на Колю анонимку. Мол живет не по средствам, ведет аморальный образ жизни… И пришла к нему домой комиссия из участкового и еще каких то проверяющих…

Владимир Афанасьевич хитро прищурился, отпил из большой кружки крепкого чая, затянулся сигаретой…

-Но Коля то –  не дурак. Пригласил комиссию в свою комнату. А там – бедность в чистом виде - из мебели только - стол, табуретка, тумбочка, раскладушка, а на стене полка с томами сочинений Ленина и портрет Энгельса - Маркса.

-Гражданин, на вас поступила жалоба, что живете Вы на неизвестные средства!-

-Почему неизвестные?  Вот справка о моей зарплате, а вот... –

Он полез в тумбочку и достал ворох каких то бумажек.

-Что это?- спрашивает участковый.

-Это я из каждой зарплаты в 40 рублей перевожу в Фонд мира 25 рублей. Вот все квитанции!-

Лицо у мента стало багрово-красным.

 –Черт знает что! Человек живет на 15 рублей в месяц, практически всю зарплату перечисляет в Фонд мира, на него пишут анонимки, а я эту мерзость проверять должен?!!-

Отец не выдержал и расхохотался в полный голос, за ним я и Владимир Афанасьевич. Мы смеялись так громко, что дремавший в тишине переулок проснулся и поддержал нас радостными гудками проезжавших машин.

-Володя, А на что же он жил? Ведь 15 рублей в месяц – голодное существование-

- У него было целое ателье по ремонту техники! Старухи и разнесли новость о чудо-мастере по соседям и знакомым. Еще повезло, что одна из бабушек соседок работала уборщицей в отделении милиции. Она случайно услышала про анонимку и предупредила Колю. Он на две недели вынес из комнаты все многочисленные телевизоры. Кстати, через 5 лет ему торжественно передали однокомнатную квартиру в том же районе!-

 

 

    Все наши встречи всегда были наполнены маленькими событиями, новостями. Я слушал двух друзей с нескрываемым интересом. Они гармонично дополняли друг друга. Я видел, как мой Юрий Георгиевич отдыхал душой и окунался в творчество с головой. Он много смеялся, шутил… Каждый раз мы возвращались домой часов в 11 вечера. Шли пешком до станции метро Кропоткинская, садились на поезд, я выходил на Тургеневской, а он ехал дальше до Сокольников. В поезде отец начинал хмуриться и каждый раз с надеждой спрашивал: Поедем к Володе на следующей неделе? Ты только позвони вечером, чтобы Раиса (жена) услышала!». Он часто несправедливо ворчал на Владимира Афанасьевича, а тот терпеливо сносил упреки, изредка отвечая на них остроумными шутками, вызывавшими у нас с отцом приступы хохота.

    Результатом моего общения стало увлечение скульптурой. Я купил в художественном магазине рядом с ГУМом скульптурный пластилин и долго лепил из него голову Джона Леннона.

- Похоже, - отец посмотрел на меня с жалостью. –Только я бы поправил здесь и здесь, а то он получается плоским. -Он двумя уверенными движениями снял часть пластилина у носа, и Джон Леннон превратился в настоящего Битла.

 

 

 

Все картины, представленные вашему вниманию, принадлежат Л.Н.Архиповой(Голиковой), А.Ю.Чистякову, Б.Г.Чистякову, Л.Ю.Скворцовой(Шапкиной), Н.Ю.Скворцовой (Коротких), А.А.Чистяковой, С.М.Бани. Фотографии из семейного архива Чистякова А.Ю., и Архиповых-Голиковых. Дневники и письма: М.А.Пожарская, А.М.Пожарская, Т.Г.Ермакова (Чистякова), Е..А.Голикова (Чипизубова)  Сканирование, цифровая обработка, текст от автора, разработка идеи сайта и его осуществление - Чистяков А.Ю. Видео Байкала снято благодаря брату Андрею Голикову на Байкале в 2016 году. Перепечатка текста (частично или полностью), воспроизведение фотографий, картин  запрещена.

2017- 2018 © Андрей Юрьевич Чистяков All rights reserved  e-mail: qucandy7@yandex.ru